ONLINE трансляция

Фестиваль

Новыми идеями полнится театр
Недавно художественный руководитель областного русского драматического театра им. Н. Погодина Елена Покрас вернулась из поездки в российский город Санкт-Петербург, где проходил XX международный театральный фестиваль стран СНГ и Балтии «Встречи в России». Здесь она завела новые и укрепила старые знакомства, отметила для себя интересные идеи, которые в скором времени собирается воплощать на погодинской сцене, о чём и рассказала в беседе с нашим корреспондентом, а также поделилась другими творческими планами.
Фестиваль длился неделю. Завершился он 11 апреля, а практически на следующий день Елена Покрас уже была в Петропавловске. С собой она привезла целый вагон впечатлений, которые побудили художественного руководителя погодинского театра на генерацию идей, связанных со сценическим искусством. Некоторые, конечно, были почерпнуты у зарубежных коллег, но подать их она планирует в стиле, присущем только погодинцам.
Багаж впечатлений начал полниться с самого открытия фестиваля. Петербуржцы, будучи хозяевами мероприятиями, выступили первыми. На суд публике представили закулисную комедию в двух действиях «Театральный роман». Основой стал одноимённый роман Михаила Булгакова, который театр-фестиваль «Балтийский дом» (г. Санкт-Петербург, Россия) умудрился обличить в пьесу. Задумка очень понравилась зрителям, одним из которых стала Елена Геннадьевна.

- Это очень интересная тема – пьесы о театре, - призналась моя собеседница. – Она такая многогранная, в ней есть всё: проблемы и творчества, и профессии, возраста. Было бы интересно поставить в нашем театре подобный спектакль, показать кухню.
Не менее интересный формат, о котором Елена Покрас задумывалась и до участия в фестивале – моноспектакль или спектакль малых форм. Поездка в Санкт-Петербург только добавила решительности.
- Мы давно думаем о том, чтобы поставить очень милый, тихий, маленький спектакль, фестивальный, с которым можно было бы ездить по городам. В этом направлении будем работать, - рассказала она. – У Тимура Каримжанова, как у режиссёра, есть много задумок. Например, в Петропавловске есть ансамбль балльного танца «Sensitive». Мы хотим поставить спектакль с ними, с глухонемыми актёрами, некое действо – они будут читать стихи на языке жестов.

Другая идея Елене Покрас пришла во время просмотра следующего спектакля. Национальный колорит своего народа, несмотря на принадлежность к русскому театру, в постановке использовали кыргызы. Подобный приём можно повторить и на сцене погодинского театра, считает его художественный руководитель. К слову, государственный национальный русский театр драмы им. Ч. Айтматова (г. Бишкек, Кыргызская Республика) на фестивале показал спектакль «Демон» по пьесе Михаила Лермонтова. 
- Он поразил всех соединением двух культур – русской и кыргызской. Совершенно необычный подход, так как в основном текст читался на кыргызском языке, а сверху был перевод, - рассказала Елена Геннадьевна. – В кулуарах велись такие разговоры, что Астане ( было тяжело работать после Бишкека, потому что их спектакль был так радушно принят. Но! Астана – это наш флагман, у русского театра драмы им. М. Горького тоже была очень интересная разработка спектакля. В данном случае – «Евгений Онегин», режиссёром выступил Юрий Квятковский. Героев он вытянул в современный мир, они в кроссовках, играют в теннис. Критики отметили этот приём. В целом выступили очень достойно. Отличился и Карагандинский драматический театр им. К.С. Станиславского со своим ритмом, находками и придумками. Ставили «Ревизора», тоже в современной манере, нет ни бакенбардов, ни париков.

Надо сказать, что Казахстан был представлен и другими городами: участие в фестивале приняли также Семипалатинск, Усть-Каменогорск и, конечно же, Петропавловск. Как выразилась Елена Покрас, «казахская диаспора» была самой многочисленной. К слову, на фестиваль съехались представители самых разных национальностей. Принимали гостей тепло, очень душевно. Здесь художественный руководитель русского театра драмы им. Н. Погодина обзавелась множеством знакомств.
- Произошёл обмен опытом, возможностями. Была, можно сказать, олимпиада театров, совершенно необычайная атмосфера, очень творческая, деятельная. Минуты не проходило, как встретишь нового человека и договоришься о каком-то проекте, - поделилась она. – Со многими договорились об обменных гастролях. В следующем году нас пригласили приехать в Санкт-Петербург со спектаклем «Джут», с которым мы ездили на фестиваль «Белая Вежа».

Как рассказала Елена Покрас, в рамках театрального фестиваля «Встречи в России» также прошёл II Съезд Ассоциации деятелей русских театров зарубежья, участниками которого стали более 40 представителей из 23 стран мира. Говорили о проблемах, которые сегодня существуют в русском театре, в том числе затронули тему молодой режиссуры. По словам моей собеседницы, в Казахстане, конечно, есть молодые режиссёры, но нет такого масштабного выпуска, как в том же ГИТИСе. По России они гастролируют более-менее свободно, а к нам в гости наведываются очень редко по разным причинам. Хотя в этом году погодинскому театру улыбнулась удача. Один из таких визитов состоится уже через четыре месяца.

- Центр поддержки русских театров зарубежья объявил конкурс, в котором участвовали и мы. Выиграли грант – в августе к нам приедут три режиссёра. Проведём «лабораторию молодой режиссуры», в рамках которой они покажут отрывки из спектаклей, а по итогам выберем лучшего. Он в 2019 году поставит в нашем театре спектакль, - поделилась Елена Геннадьевна.
А пока задумки вынашиваются, проекты разрабатываются, погодинцы готовятся к последнему в этом сезоне премьерному спектаклю. Закрываться, как рассказала моя собеседница, они будут комедией-фарсом. Над постановкой сегодня трудится режиссёр Тимур Каримжанов. Уже известно название спектакля – «Тётки в законе». Главные роли сыграют Народная артистка РК Людмила Ванюкова и Заслуженная артистка РК Надежда Косыгина.

- Сюжет строится на двух, по сути, беспроигрышных приёмах: это неприкаянный труп и переодевающийся в женщину мужчина, - отметил заведующий литературной частью театра Павел Рощупкин. – Достаточно провинциальный город, в нём живу две тётки, которые в силу обстоятельств являются владелицами старинного дома. На него имеют виды разные люди, как собственный племянник, так и различного рода мошенники. Один из мошенников приезжает под видом чиновника и начинает говорить им о продаже этого дома, но сюжет так закручивается, что «чиновник» и не рад, что туда попал. А усиливается, по сути, криминальная ситуация тем, что из тюрьмы сбегает другой племянник и, чтобы скрыться от преследования, он, можно сказать, становится третьей «тёткой в законе».
Как видим, сам сюжет прост, типичен для лёгкой комедии, но другое дело, когда он проходит через осмысление погодинских режиссёров.

Ерлан ОРАЗОВ
газета «Добрый вечер»