Елена ПОКРАС: «Сегодня достучаться до людей можно только через театр»
Главная /  Информация /  Публикации /  Елена ПОКРАС: «Сегодня достучаться до людей можно только через театр»
Елена ПОКРАС: «Сегодня достучаться до людей можно только через театр»

Читайте интервью для журнала «Антикоррупционная политика» художественного руководителя областного русского драматического театра им. Н. Погодина Елены ПОКРАС.

В материале речь идет об антикоррупционной пьесе Аллессандро Казолы «Взятка по-неаполитански», постановка которой запланирована погодинским театром, а также о роли искусства в борьбе с социальным злом - коррупцией и взяточничеством.


– Елена Геннадьевна, чем вас привлекла «Взятка по-неаполитански» Алессандро Казолы?
– Эта пьеса была опубликована в журнале «Современная драматургия» за 2014 год в переводе Валерия Попова. Вообще драматургических произведений о коррупции очень мало. В этом ряду можно назвать «Доходное место» Александра Островского и «Ревизор» Николая Гоголя. На нашей сцене уже четвертый сезон подряд с успехом идет спектакль «Смешные деньги» по пьесе знаменитого английского драматурга Рэя Куни, но он поднимает скорее тему алчности, нежели продажности. А во «Взятке по-неаполитански» как раз говорится об угрожающих масштабах такого негативного явления, как взяточничество, которое глубоко, вплоть до семьи, проникло в современную жизнь.
Мы установили связь и заключили договор на постановку с Алессандро Казолой (он проживает в Неаполе) через переводчика Валерия Попова, которому он предоставил все права на продвижение его пьесы. Господин Казола очень рад тому, что мы проявили интерес к его произведению и даже приглашает на гастроли в Неаполь. Могу сказать, что этот писатель следует лучшим традициям итальянской драматургии, в частности, подражая известному итальянскому драматургу Луиджи Пиранделло в своих ярких, выписанных образах.

– Вы сказали, что комедия «Смешные деньги» имеет большой успех у зрителей. Как Вы думаете, они воспринимают этот смех как поучительный?
– Мы не может обличать зло, не можем прямо говорить со сцены: «Это плохо!». Коррупция – сложное явление и требует всестороннего и внимательного изучения. Берясь за сатирическую комедию «Взятка по-неаполитански», мы хотим изобличить всё многообразие изощренности чиновника, погрязшего в коррупции. У нас подобраны очень интересные костюмы и декорации.
Вообще на тему коррупции многие театры отказываются ставить пьесы.

– Почему?
– Потому что не хотят работать по государственному заказу. Я думаю, это не совсем правильно. Ведь многие шедевры кино и театра поставлены именно по госзаказу.

– Насколько мне известно, Северо-Казахстанский областной русский драматический театр имени Николая Погодина присоединился к Открытому соглашению о сотрудничестве по вопросам формирования антикоррупционной культуры в обществе Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции…
– Зачастую тематика пьес спускается сверху по госзаказу. Но в данном случае нам очень интересно и приятно работать над «Взяткой по-неаполитански». Коррупция есть и с ней нужно бороться. Это порок, в котором так или иначе увязло всё общество. Думаю, пьеса будет хорошо воспринята, потому как наши люди умеют смеяться над собой.
В рамках Открытого соглашения в Международный день борьбы с коррупцией, 9 декабря 2016 года, мы организовали публичную читку комедии Алессандро Казолы, которую могли посетить все желающие. Нашими гостями стали сотрудники областного Департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции, учащиеся колледжа искусств, журналисты.

– Вы говорите, что пьеса будет легко восприниматься зрителями. А окажет ли она, скажем так, «лечебный» эффект? Станет ли у нас меньше взяточников после просмотра спектакля?
– Мы надеемся… Когда человек над собой смеется, он, безусловно, делает для себя какие-то выводы. Может, после театра наедине с собой он задумается: «А так ли я живу?», «Стоит ли переступать черту закона?». Театр всегда ставит выбор перед человеком…

– Каково место театра в современном обществе?
– Я настолько люблю театр, что, думаю, самое главное. В эпоху всеобщей мобилизации, компьютеризации люди просто перестали общаться друг с другом. Театр – это то место, где априори «живое» общение, где человек взывает к сокровенному. Ведь многие зрители узнают в героях пьес себя. Мне кажется, сегодня серьезный разговор по душам происходит только в театре, и достучаться до людей по многим темам можно только через театр.

– Как Вы думаете, зачем современный зритель приходит в театр?
– Недавно разговаривала с театралом, нашим постоянным зрителем. Она подошла ко мне и эмоционально сказала: «Елена Геннадьевна, это что такое! Давно не было вещи, которая бы «зацепила». Мне кажется, этот случай как нельзя лучше отвечает на Ваш вопрос. Зритель хочет, чтобы его «зацепило» – найти ответы на вопросы, может быть, задать свои. Поэтому наш театр старается выстроить открытый диалог, для чего организовывает открытые читки, о которых я уже говорила, давая возможность людям высказаться. Ведь многие зрители после спектакля уходят, и мы их не «слышим». Поэтому во Всемирный день театра зрители получили возможность пообщаться с актерами нашего театра.

– В одном из своих интервью знаменитый российский актер Сергей Юрский выразил такое мнение касательно тех процессов, что происходят в современном театре: «Искусство потеряло гордость. Оно пытается догадаться, что хотят те, кто платят деньги». Вы согласны?
– Тут однобоко рассуждать сложно. Что-то можно поставить и на потребу публики. Почему нет? Театр – многогранен. С другой стороны. Взять независимый экспериментальный театр в Алматы АRТиШОК. Там нет ни одного спектакля на потребу публики, ни одного мюзикла, комедии, но при этом каждый спектакль о нас, людях. Наши зрители с удовольствием ходят и на легкую комедию «Ночь перед Рождеством» по повести Николая Гоголя, и на остросоциальную драму «Джут» современного писателя и журналиста Олжаса Жанайдарова. Театр должен демонстрировать всё многообразие мировой драматургии, и у зрителя должен быть выбор.

– В интервью нашему изданию главный режиссер Государственного академического русского театра драмы имени Максима Горького Бекпулат Парманов посетовал на то, что мало государственных служащих посещают театр. Хотя посмотреть такие спектакли им не помешало бы. Как у вас обстоят с этим дела?
– Мы попытаемся, чтобы на новую постановку нашего театра пришло как можно больше чиновников, попытаемся выстроить с ними диалог. В целом же могу сказать, что североказахстанские госслужащие ходят в театры.

– Как Вы считаете, творчество – это гражданская позиция?
– Конечно. Театр как раз и занимается тем, что поднимает самые актуальные проблемы, на злобу дня, пусть где-то неприятные, но то, о чем надо говорить. Для достижения этой цели он имеет очень удобный формат, воздействуя душой человека на душу человека.

– Если рассматривать коррупцию как нравственную проблему, театр может помочь в ее разрешении?
– Попытаться может, показав эту проблему с разных сторон…

– Спасибо за интересную беседу!

Багдат ХАСЕНОВА,
журнал "Антикоррупционная политика".