Театр, которому он служит
Главная /  Информация /  Публикации /  Театр, которому он служит
Театр, которому он служит

Софиты выделяют в огромном помещении маленький уголок – сцену, на которой творится волшебство перевоплощений. И здесь актеры, до глубины души вжившись в свои роли, заставляют зрителей перенестись в другое измерение... измерение театра – чудесного, удивительного, где происходят важные события, решаются человеческие судьбы, вспыхивают страсти… А под занавес раздаются крики и возгласы восхищения или же задумчивая, звенящая тишина повисает под потолком. Нисколько не хочется умалить роль другого персонала театра, но за всем этим стоит труд и талант режиссера.
Наверняка вам знакомо имя Тимура КАРИМЖАНОВА, ведь именно его постановки вы часто видите на сцене областного русского драматического театра им. Н. Погодина. Он не боится экспериментов и рисков, оттого смотреть поставленные им спектакли становится еще интереснее. Тимур Еркенович поведал читателям «ДВ» о своем профессиональном пути, о самом сокровенном, что таится в творческой душе, – в свой тридцатилетний юбилей.

 

РОЖДЕННЫЙ
ПОД ЗВЕЗДОЙ ИСКУССТВА

Существует убеждение: чтобы стать режиссером, нужно им родиться. Наверное, так и случилось с Тимуром Каримжановым. Первое знакомство с театром состоялось еще в годы детства – мама Наталья Михайловна работала в этой сфере, и тогда же маленький мальчик влюбился в него, как говорится, до беспамятства. Перед глазами, выстроившись в линию, проходили репетиции различных спектаклей, сменялись декорации, актеры, а в сердце продолжала жить одна идея – взять театр с собой во взрослую жизнь. И этой затее было суждено обязательно осуществиться.


– Помимо всего прочего, я занимался и музыкой, но театр сопровождает меня с самого рождения. Можно сказать, меня нянчили на сцене. Наверное, поэтому я и сделал такой выбор – своим поприщем избрал театр. А почему именно режиссура? Я люблю театр, вижу, как он выглядит, каким должен быть. Надеюсь, моя лепта и какие-то режиссерские эксперименты многое донесут до зрителей, - поделился герой нашей публикации.

 


Тимур Каримжанов получил два образования – и оба в учреждениях, где искусство ставится превыше всего. Сначала учился в Петропавловском колледже искусств. Здесь уроки актерского мастерства ему преподавали Юрий Алексеевич Ломоносов и Нина Федоровна Кочергина. А затем пять лет – на режиссера драматического театра в Казахском национальном университете искусств (мастерская Ю.И. Ханинга–Бекназар). И сегодня очень рад, что тогда попал к Юрию Ивановичу – большому мастеру своего дела.
– Он дал ценную школу понятий, что такое театр и что такое режиссура. Главное – он научил нас творить, чувствовать. Многие мои однокурсники сегодня работают по всему Казахстану, России, и, несмотря на это, мы живем одной большой семьей. Юрий Иванович стал для нас отцом, и даже спустя шесть лет мы созваниваемся с ним как минимум раз в две недели, спрашиваю его советы по поводу многих вещей, – поведал о своем главном учителе Тимур Каримжанов.
Кстати, первое образование – актерское, значит, и в роли актера успел побывать? Тимур утвердительно качает головой, только добавляет к этому жесту фразу: «Такие… студенческие работы». Однако и этот опыт пригодился, хотя он категорически причисляет себя к режиссерам. Моему собеседнику больше по нраву ставить спектакли, чем в них играть, и вдохновение он как раз черпает в артистах. Как говорится, драматург умирает в режиссере, а режиссер, в свою очередь, – в актерах.


ПЕРВЫЕ ШАГИ,
ЦЕННЫЕ УРОКИ…

В орбите театра по ему только известной траектории и довольно успешной, надо сказать, Тимур Каримжанов движется уже шестой год. В Северо-Казахстанский областной русский драматический театр он пришел работать в 2011 году. И куда направлялся, отлично знал – в заведение с богатой историей, насчитывающей уже 130 лет, и множеством замечательных имен великих людей, чьи портреты украшают фойе. С 2012 по 2016 годы даже занимал должность художественного руководителя театра. Здесь же он ставил свой дипломный спектакль с незамысловатым, но в то же время таким глубоким названием «Кислород». Как объясняет Тимур, это современная драматургия, рассказ о десяти заповедях, переложенный на музыкальную композицию. Если же посмотреть с другого ракурса - размышления о Боге и духовных понятиях, именно об этом в тот период жизни хотелось поговорить молодому режиссеру. Он хотел поведать зрителям историю человека, который искал глоток жизни, глоток кислорода.


– Одна из основных мыслей этого спектакля: «Главное – совесть». Он рассказывает о том, что такое любовь и человек и чем ради нее он может пожертвовать на своем пути, что готов возложить на алтарь любви, – отметил Тимур Еркенович.
Базисом спектакля стал сюжет одноименной пьесы Ивана Вырыпаева. Хотя, если задуматься, непосредственно сюжет не так уж и важен. Потому что на самом деле ничего не происходит: в студии сидят ди-джей и певица, записывают альбом «Кислород». Но в каждом из треков есть свой парадоксальный микросюжет и удивительный макросмысл. Таким образом, главным героем спектакля становится текст, слушать который так же легко и необходимо, как дышать кислородом. Потому что без кислорода «легкие не танцуют».
А без театра, кажется, не поет душа моего собеседника. Именно здесь, в погодинском театре, ставшем до боли родным, он обогатился тем, что не было доступно его пониманию в молодые годы. Если взять более ранние работы, то нужно отметить, что в них присутствовало больше фанатизма и таких вещей, на которые нацелен молодой, бунтующий артист, признается Каримжанов. По прошествии же шести лет режиссерской деятельности он понял, что любой спектакль должен нести в сердца людей свет. А это знак: Тимур стал старше, вырос в профессиональном плане.
- Какой бы ни была драматургия, ты как режиссер, когда даешь готовый продукт зрителям, все-таки должен найти свет в конце пути. В данный момент мы репетируем пьесу «Джут», по ее первому прочтению понимаешь, что жизнь-то ужасна. Но мы смогли найти свет и в этой пьесе, он заключается именно в пожертвовании жизнью для того, чтобы появилась новая. Жизнь должна торжествовать везде, даже в самых страшных условиях – того же самого голода или бездуховности современного мира, – пояснил Тимур Каримжанов.


СПЕКТАКЛЬ – ДИТЯ,
И КАЖДЫЙ ДОРОГ

На вопрос о том, какая работа запомнилась больше всего, уверенно и односложно ответить, мол, такая-то, Тимур не может, и это, наверное, правильно. Ведь спектакли для режиссера – как дети. Разве можно из всех своих детей выбрать одного и любить его больше остальных. Все работы дороги, но самая дорогая, признался Каримжанов, все-таки та, над которой трудишься в настоящее время.
А вообще, каждый спектакль оставляет в душе свой неизгладимый след. Одним из них стала сценическая фантазия по мотивам повести-феерии Александра Грина «Алые паруса». Тимур Каримжанов назвал ее «А_Soul (Ассоль)» и место действия перенес на море Арал. Никто не ожидал, что Грин может быть таким: пустыня из соли и песка…
– Александр Грин придумал гигантское фантастическое обещание бескомпромиссного счастья, трудно представить себе более цельный мир, чем гриновский. Он создал его в буйное, голодное и страшное время. Я же в своем спектакле отразил мир современный – раздерганный, неровный, бликующий. Главная героиня Ассоль ждет своего рыцаря спокойно и упрямо. Кажется, она не столько верит в сказку, когда-то поведанную ей поэтом Эглем, сколько в то, что обязательно надо верить хоть во что-нибудь, чтобы не сойти с ума или не спиться, что и случилось со всеми остальными жителями маленького рыбацкого поселка на берегу умирающего моря, – рассказал Тимур Каримжанов.
Измерение «Алых парусов», по словам режиссера-постановщика, не знает полутонов и оттенков, оно четко поделено на черное и белое, а точнее – на алое и серое. Серое – это мир обыденности, где хлещут спиртное, живут мнимыми победами и считают, что жизнь потеряна вместе с высохшим морем. И алое – мир Ассоль – мир мечты. В этой работе Тимур Каримжанов вновь обратился к проблемам, которые волнуют нас, наверное, в первую очередь. Как мы живем? И что оставим в наследство нашим потомкам? Куда уходит любовь? И почему так сложно порой бывает понять другого человека?


Следующей серьезной работой, запавшей в сердце режиссера, стала «Гроза» по классической пьесе Александра Островского. И, по словам Тимура Еркеновича, ему хотелось не просто поставить трагедию великого русского драматурга, а обновить ее, вложить новые смыслы, что у него прекрасно получилось. Здесь воедино слились грех и раскаяние, похоть и страсть, мордобой и нежность, породив удивительное чувство вечного круговорота в природе, не поддающегося холодному анализу, но чувственно осязаемому теми, кто живет на этой земле. И мир прекрасен даже тогда, когда «луч света в темном царстве» никому не нужен, а вот любовь… «Ей подвластны святые и грешные, корыстолюбивые и эгоисты. Она сопровождает человека до самой смерти, делая одних счастливыми, а других – несчастными».
«Трактирщица» по пьесе Карло Гольдони стала для Тимура первым соприкосновением с миром комедии. И здесь, признался мой собеседник, нужно было поработать над легкостью сознания, которое сопровождало бы зрителя на протяжении спектакля. Цели погрузить в раздумья о смысле жизни не стояло, нужно было заставить людей смеяться – от души, звонко и весело. С этим спектаклем пришло осознание: Тимур Каримжанов – полновластный режиссер, который до конца понял своего зрителя и то, что ему нужно, что его интересует.
Потом был комедийный спектакль «Я вам нужен, господа» – второе общение режиссера с А. Островским. Стоит отметить, что на тот момент театр не впервые обратился к пьесе «На всякого мудреца довольно простоты», в которой скрыты ответы на волнующие вопросы: «Каким путем, каким способом можно сделать карьеру и выбиться в люди? Как создаются и гибнут человеческие репутации?». Даже по прошествии более сотни лет с момента первой публикации пьесы мы с удивлением обнаруживаем, насколько она современна. Да, времена меняются, а нравы… нравы остаются прежними.


Следом еще несколько спектаклей: лирическая комедия «Мона» по пьесе М. Себастьяна «Безымянная звезда», трагикомедия «Деревья умирают стоя» А. Касона, сказка «Конек-Горбунок» по пьесе О. Прокофьевой и Г. Сапгира и другие. Всего же на счету режиссера их около десяти: и трагедии, и комедии – все они понравились зрителям, нашли отголосок в сердце каждого, а кого-то, возможно, научили жить, открыли новые краски, которыми заиграли их когда-то серые будни.


ТРАГЕДИЯ НАРОДА ЧЕРЕЗ ГОРЕ ОДНОЙ СЕМЬИ
Сегодня Тимур Каримжанов трудится над постановкой нового спектакля «Джут» по пьесе московского драматурга Олжаса Жанайдарова. В пьесе, как и в спектакле, проложен мост, преодолевший без малого целый век, из 30-х годов прошлого столетия, пропитанных трагедией голодомора, в наши дни сытой жизни – из примитивного жилища обреченной на гибель семьи Ахмета и Сауле в московскую гостиницу, где их внук Ербол встретился с журналисткой Еленой, чтобы рассказать историю своего деда, выжившего во время джута.
- Очень непростая пьеса, которая рассказывает о подвиге человеческого духа, страшной трагедии, которую пережил наш народ. Из населения с численностью порядка 5 миллионов человек погибла практически половина. Сколько это неродившихся поэтов, писателей, просто хороших людей? Очень много на долю нашего многострадального народа выпало бед, в том числе великий голод, однако политизировать спектакль я не хочу, – поделился Тимур. – Какими бы страшными ни были страницы нашей истории, мы должны о них говорить.
Стоит отметить, что пьеса «Джут» заняла первое место на Всероссийском драматургическом конкурсе «Действующие лица–2013» и третье место на Международном конкурсе современной драматургии «Свободный театр–2013» в номинации «Пьеса».
В Петропавловске другое произведение О. Жанайдарова уже познакомилось со сценой казахского музыкально-драматического театра им. С. Муканова, теперь черед погодинского театра и «Джута». Кстати, так называемая публичная читка пьесы в лицах состоялась еще в начале года, но даже без декораций и костюмов она взволновала зрителей-слушателей до слез. Тимур Еркенович рассказал, что постановка будет осуществлена в формате малой сцены, то есть зрители будущего спектакля займут места на одной с актерами площадке – глаза в глаза – соврать нельзя. Премьера ожидается в начале апреля.


ЗА КУЛИСАМИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
На работе Тимур – талантливый режиссер, а дома он – любящий муж и отец, здесь, где его ждут красавица-жена Асель и умница-сынок Руслан. Свою единственную и неповторимую будущую супругу встретил на дружеской вечеринке, как это, по его мнению, случается в обыденной жизни, хотя, если вспомнить сюжеты многих пьес, книг или фильмов, именно так – со случайной встречи – и начинались истории любви тех же шекспировских героев. Кино, кафе, прогулки под луной. Решение о том, что нужно создавать собственную ячейку общества, пришло со временем, а потом родился желанный сыночек.


Мой собеседник признался, что открывается в творчестве, для него это важно. И театр – не просто увлечение, не отдых и не работа, ему Тимур Еркенович служит. Однако есть такое дело, остающееся на вторых планах, к которому он возвращается только тогда, когда выпадает свободная минутка. Своеобразной медитацией стало рисование. Надо сказать, что такое хобби, конечно, полезно для режиссера. Увлекся рисованием еще в школьные годы: когда учился в пятом классе, ему попалась книга карикатуриста Херлуфа Бидструпа, и Тимур всю ее перерисовал. А сегодня даже сформировался личный стиль, по которому можно отличить его от остальных.
Не так давно режиссеру погодинского театра и просто замечательному человеку Тимуру Каримжанову исполнилось 30 лет. Он шутит, что этот возраст будет ассоциироваться у него с походом сына в первый класс. Свой юбилей, кстати, режиссер встретил 9 марта. Поздравляем Тимура Еркеновича с днем рождения, желаем ему профессиональных открытий, постоянного движения вперед и ярких премьер!

Ерлан ОРАЗОВ,
газета "Добрый вечер", г. Петропавловск