Галия КОЖАХМЕТОВА: "Мне приятно создавать красоту"
Главная /  Информация /  Театральные новости /  Галия КОЖАХМЕТОВА: "Мне приятно создавать красоту"
Галия КОЖАХМЕТОВА: "Мне приятно создавать красоту"

Театральный художник - профессия не из простых, талантливый представитель этой творческой сферы не только воплощает в жизнь режиссерский замысел, но и подчеркивает художественными средствами неповторимую атмосферу, настроение, образ спектакля, расцвечивая яркими красками театральную ткань постановки. Об этих и других не менее интересных тонкостях рассказала главный художник Северо-Казахстанского областного русского драматического театра им. Н. Погодина Галия КОЖАХМЕТОВА, мастерски соединившая в своей работе, соответственно, изобразительное и театральное искусство.


Верность любимому делу
Даже перепутавший расположение театральных комнат и случайно зашедший в кабинет Галии Ошаевны человек с первого же взгляда поймет, что оказался на рабочем месте художника: картины, эскизы, карандаши, кисти и краски - безо всяких слов говорят об этом. А руки самой собеседницы помнят этот творческий арсенал еще со школьных лет, когда она старалась, как можно точнее с помощью акварели, простого карандаша или дефицитных в то время и недешевых фломастеров изобразить окружающий мир, например, отца сидящего за столом. Те детские рисунки, как, впрочем, и сделанные уже в студенческие годы, до сих пор бережно хранятся дома.
Не откладывая в долгий ящик желания профессионально рисовать, она окончила художественную школу: педагог Валерий Васильевич Савельев заложил основы мастерства, научил владеть техникой, за это Галия искренне благодарна своему наставнику. Позже состоялось первое трудовое знакомство с нашим театром, проверка таланта и техники: на протяжении года она работала художником-декоратором под началом славного мастера Сангата Яруллина. Затем предстояла учеба на театральном факультете Алма-атинского государственного театрально-художественного института. Так, постепенно жизнь художника, подобно альбомному листу, заполнялась новыми штрихами трудовой биографии. Был интересный опыт работы в широко известных учреждениях страны: "Казахтелефильме", где довелось принимать участие в создании мультфильма «Волшебная трава» (режиссер - Иван Сон И Сон), а также на киностудии им. Ш. Айманова - в качестве помощника главного художника по костюмам и др.


"Работа на студии - неимоверно тяжелый труд. Не находилось свободной минутки, чтобы просто перевести дух, потому что постоянно, в любую погоду, и днем, и ночью, нужно было быть готовым что-то изменить и исправить. Но всякий опыт - полезен", - замечает Г. Кожахметова.
Ворвавшееся в жизнь трагическое событие - не стало отца - заставило вернуться в Северный Казахстан и искать свое место под солнцем на родной стороне. Сначала была преподавательская деятельность( имеет высшую педагогическую категорию), затем - работа в учреждениях культуры: Казахском музыкально-драматическом театре им. С. Муканова. Ну а в 2015 году произошло возвращение в знакомый по годам ранней юности погодинский театр на должность художника, а затем и главного художника. По словам собеседницы, даже если бы ей вручили волшебную палочку и предложили выбрать любую из профессий, то она снова бы остановила выбор на своем любимом деле - изобразительном искусстве.


Острый взгляд художника
Само собой художники вместе со всем творческим коллективом театра активно участвуют в процессе создания спектакля. И не секрет, что реализация постановки целиком и полностью замыкается на режиссере, но это вовсе не значит, что лепта, внесенная другими мастерами сцены, является менее ценной. Важно понимать, что театр - искусство синкретическое, поэтому слаженная работа команды единомышленников здесь чрезвычайно важна. Хороший театральный художник, по сути, являющийся правой рукой режиссера, не только выполняет его замысел, но и привносит в материальное воплощение спектакля свое профессиональное видение, открывает новые грани. А взгляд его всегда остер и по степени внимательности, пристальности напоминает взор пограничника или следопыта-охотника.
Как подчеркнула Галия Кожахметова, в создании образа, атмосферы пьесы большую роль играет первое впечатление от прочтения. Да, родившийся замысел впоследствии может еще несколько раз измениться, но изначальное представление дает вдохновение, творческий импульс и указывает направление. К примеру, при работе над сценографией в пьесе "Деревья умирают стоя" (автор - Алехандро Касона, режиссер - Тимур Каримжанов") у художницы возникло две четких картинки: пространство офиса, где сразу чувствовалась некая казенность, стандартность обстановки и дом бабушки (главной героини), от которого, наоборот, веяло теплом, добротой. Наверное, и подчеркивают уют такие запоминающиеся детали интерьера, как высокий, бросающийся в глаза камин, огромная люстра, кресло у камина. И особо выделяется образ сада, растущего как бы единой стеной.


"Основные детали и акценты были расставлены так, чтобы они ярко характеризовали бабушкин дом, в котором она прожила всю свою жизнь со своим любимым внуком", - рассказывает главный художник.
В творческом багаже Галии Ошаевны на сцене погодинского театра не так уж и много спектаклей. Помимо названной пьесы "Деревья умирают стоя", это «Нескучный Чеховъ» и сказки: "Конек-горбунок", "Снежная королева", но в каждом из них видна ее трудолюбивая и творческая рука. Всего же за плечами художницы - более 20 театральных работ.
Сейчас же во всю кипит работа над сценографией к антикоррупционной комедии итальянского драматурга Алессандро Казолы "Взятка по-неаполитански" (режиссер - Елена Покрас). Оформление уже сейчас завораживает и интригует. Представьте 12 высоких стульев, прижатых друг к другу и выстроенных в одну линию. На них сидят герои пьесы, от которых исходят соединительные провода, трубочки - не принципиально, здесь важно другое - показать, что все персонажи являются звеньями одной цепи, одной системы, словно спрут (знакомый образ особенно в контексте Италии, не правда ли?), охватившей все сферы жизни и проникшей даже в семейные отношения. Но как все это будет выглядеть в своем завершенном варианте - еще предстоит увидеть на премьере.


Просто добавь деталь!
Кроме того, Галия Ошаевна рассказала и о запланированном преображении театрального буфета, в котором она принимает непосредственное участие. Как пояснила художница, основная идея - сделать буфет, находящийся на теневой стороне еще более комфортным, а главное - светлым. Для этого уже выбраны основные цвета - желтый и красный. Изменения, безусловно, коснутся и интерьера: красного цвета «театральный» занавес разделит зал на две зоны, в центре будут располагаться небольшие круглые столы с красивыми белыми скатертями, а вдоль окон - мини-диванчики, стоящие друг напротив друга, со столиками между ними. Подоконники же украсят комнатными растениями, что еще больше подчеркнет легкость атмосферы, создаст своеобразный домашний уют. Ведь в буфет мы все приходим не только, чтобы вкусно поесть, но и непринужденно поговорить.


"На одной из стен будут нарисованы белым цветом силуэты узнаваемых персонажей: дама с собачкой, Мэри Поппинс. Все это в общей композиции должно быть легким и не давить: резкий рисунок не нужен, наоборот, он должен успокаивать, передавать романтичное настроение", - поделилась планами художница. А мы добавим, что еще будут традиционные театральные маски и изображения из спектаклей.

Буфет будет действительно не узнать!
Творческая профессия, несомненно, наложила свой отпечаток на жизнь Галии Кожахметовой и вне театральных подмостков. Художественное видение помогает в самых бытовых моментах, домашних делах. Принятие различных креативных дизайнерских решений всегда остается за ней. По словам собеседницы, когда планируешь что-то изменить, то вовсе не обязательно разрушать до основания все созданное ранее, достаточно добавить всего лишь несколько деталей, и знакомая обстановка заиграет новыми яркими красками. А еще главный художник погодинского театра создает картины, что называется, просто для себя. Она прекрасно рисует в любых жанрах, но по душе больше всего - портреты, которые эта талантливая женщина творчески переосмысливает, подчеркивая черты характера, присущие тому или иному человеку.
Тяга к художественному искусству передалась от Галии Ошаевны и ее детям - Нуридену и Айнур. Сын, кроме того, что показывает великолепные способности к иностранным языкам: знает английский, французский, а в настоящий момент изучает и китайский язык (живет и учится в Пекине), отлично проявляет себя и в рисунках анимационного характера. Да и его сестра Айнур не отстает, хотя и избрала для себя профессию сугубо техническую. Талант девушки ярко проявляется в рукоделии. К слову, своим родителям она подарила большое изображение мечети, выполненное из бисера, на эту кропотливую работу у нее ушло порядка двух лет. Женщина искренне рада, что ребята обладают такими талантами.


"Мне приятно создавать красоту. Считаю, что театр в целом должен сеять в душах людей разумное, доброе, вечное, и конкретно художнику необходимо делать абсолютно то же. Всем, кто стремится связать свою жизнь с творчеством, хочется пожелать смело идти вперед к своей мечте и намеченной цели, никогда и ничего не боятся ,с пониманием относится к критике, зная, что она дает новый импульс для развития. И еще нужно помнить, что талант художника всегда направлен на созидание", - подчеркивает Галия Кожахметова.

Павел РОЩУПКИН,
заведующий литературной частью
Северо-Казахстанского областного русского
драматического театра им. Н. Погодина