"Слышишь, судьба, не хочу подаяний..."
Главная /  Информация /  Публикации /  "Слышишь, судьба, не хочу подаяний..."
"Слышишь, судьба, не хочу подаяний..."

Для тех, кто не узнал: это первая строчка из переведенного стихотворения Магжана Жумабаева «Мое желание». Удивительно, но поэт написал столь глубокое, чувственное произведение в… 17 лет! Когда-то оно вызвало бурю эмоций в сердце одного человека, всю свою сознательную жизнь посвятившего театру. Зародилась идея создания пьесы, затем работа, работа, работа, суета, аншлаг, слезы (как символ неподдельных эмоций), продолжительные аплодисменты… Как итог - пьеса о сыне великой степи «Суд Магжана» стала визитной карточкой русского драматического театра имени Н. Погодина, лауреатом II-го Международного театрального фестиваля стран Центральной Азии в номинации «За яркое воплощение исторической личности».

Это к тому, чтобы хоть немного проникнуться внутренним миром нашего героя, заслуженного артиста Казахстана, Почетного гражданина города Петропавловска, талантливейшего актера и режиссера Виктора Григорьевича ШАЛАЕВА, которому 15 июня 2017 года исполнился семьдесят один год. И более пятидесяти из них отданы его верной подруге - сцене.
Совсем немного из биографии…

Виктор Григорьевич Шалаев - уроженец Ярославской области. Оканчивал Горьковское театральное училище. Порог Северо-Казахстанского областного русского драматического театра им. Николая Погодина перешел в 1980 году. Это время навсегда останется в памяти нашего героя как апогей развития театрального искусства нашего региона: «Какие были актеры, какие были спектакли!»
Чокан Валиханов (одноименный спектакль), Цезарь («Антоний и Клеопатра»), Иосиф Сталин («Дети Арбата»), инженер Мамбретти («Свободная пара») - всего в творческом арсенале служителя храма Мельпомены свыше 130 ролей, и большая часть из них - основные. Венцом творческой деятельности Виктора Григорьевича как актера его коллеги называют яркий образ короля в спектакле «Лев зимой» по пьесе Джеймса Колдмена.

Виктор Григорьевич талантливо проявил себя как режиссер-постановщик порядка пятидесяти спектаклей. «Семейный портрет с посторонним» Лобозерова, «Теремок» Маршака, «Мисье Амилькар, или Человек, который платит» Ива Жамиака и многие другие спектакли, поставленные Шалаевым, навсегда останутся в памяти благодарной публики. Заслуженным артистом Казахстана наш герой стал в 1986 году.
…и много о театре!

 

День, когда мы с Виктором Григорьевичем встретились, можно назвать днем радостных и грустных воспоминаний одновременно. В голове была вереница вопросов, один из них, опережая все остальные, задался как-то автоматически: «Что репетировали сегодня?»
«Репетировали прекрасную пьесу Александра Галина «Ретро». В ней задействованы как ветераны сцены, так и наша молодежь», - рассказал Виктор Григорьевич и тут же с неподдельной печалью в глазах добавил: «Уезжают мои воспитанники - «птенцы гнезда шалаевского» (так мой собеседник называет студию актерского мастерства, основанную им в театре в 2002 году). Уезжают по разным причинам… Молодежи? Молодежи в театре много. Я им всегда говорю: «Растите! Развивайтесь!»

Наверное, на всю жизнь запомню, как Виктор Григорьевич объяснял мне свое видение театра. Такие вещи лучше цитировать: «Для меня это и прекрасное здание, и уютный зал, и музей истории театра - без этого никак, но самое главное - на сцене стоит огромный, блестящий, великолепной фирмы рояль. И вот на этом прекрасном рояле можно играть Шопена, Штрауса, Рахманинова и Бетховена, а можно… просто бренчать или в лучшем случае довольно неумело наигрывать какие-то блатные шлягеры. Так вот, для меня театр всегда был и будет искусством элитарным, высоким, которое сочетает в себе таланты режиссеров, актеров, художников, сценографов, музыкантов, звукооператоров и других служителей храма Мельпомены. А так называемой «развлекаловки» и в телевизоре полным-полно, нам с ним не конкурировать. Мы другим должны заниматься - бороться за серьезного зрителя! Театр - это в первую очередь культурный центр. О предпочтениях публики говорить сложно. Вкусы меняются, потому что меняется время».

Нельзя сказать, что наш герой с детства мечтал о карьере актера. В то время большинство мальчишек тянулись в небо или того выше - в космос. Наш герой космонавтом не стал, но его увлек другой, не менее загадочный и таинственный мир под названием театр. А началось все довольно банально, с объявления, висящего на двери Волковского драмтеатра (г. Ярославль): «Требуются рабочие сцены». Долго не раздумывая, юноша перешагнул заветный по-рог, еще не подозревая, что с этого момента жизнь его изменится навсегда - завертится, закружится, забурлит театральной рекой.

«Я наблюдал за игрой актеров, которые приезжали к нам в основном из Москвы, за их работой. Решил поступать в недавно образованное театральное училище. Экзамены сдавал прямо на гастролях, в стенах МХАТа, в комнате, где когда-то репетировал сам Станиславский. Учился в Ярославле, через некоторое время по семейным обстоятельствам перевелся в Горьковское театральное училище», - рассказал Виктор Григорьевич.

Он блистал на сценах Кишинева, Северодвинска, Самарканда, Тюмени и даже Благовещенска - самой дальней гастрольной точки Виктора Шалаева. «Это было очень интересно! - продолжил рассказывать он. - Каждый город означал новые лица, новые мнения, новую прессу…»
В Петропавловск актер приехал в 1980 году, в единственный театр имени Николая Погодина на всем советском пространстве. И не зря его назвали в честь именно этого известного сценариста и драматурга, ведь на сцене нашего театра в свое время были сыграны все пьесы Николая Федоровича.

Мой собеседник вспоминал: «Я помню каждую премьеру. Девяностые, начало двухтысячных… Какое огромное внимание уделялось тогда театралам! Ведь в это, казалось бы, непростое для страны время - время становления независимости государства, в нашем небольшом городе появились областной театр кукол и областной казахский музыкально-драматический театр имени С. Муканова. Мне наш казахский театр очень нравится, я всегда ставлю его в пример».

Каким должен быть актер?
Виктор Шалаев убежден, что каждый уважающий себя актер должен быть и хорошим психологом, хотя бы ради того, чтобы совершеннее, лучше и увереннее чувствовать себя в своей игре.

«Я получил образование психолога в 58 лет. С отличием, кстати, пусть и заочно. Да, было трудно, память уже не та, но мне было ин-те-рес-но! Я стремился к этим знаниям», - признался собеседник.
Тема о нынешнем поколении театралов завелась сама собой. Как уже говорилось ранее, театр - искусство синтетическое, точнее это и есть синтез многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Но в их числе есть одно, принадлежащее только лишь театру. Это, как вы могли догадаться, искусство актера.

От лица Виктора Григорьевича: «Актер должен быть умным, «заразительным», обладать подвижным внутренним миром. В двух словах - БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ! Ведь бывает такое, что зритель влюбляется в актера не за то, что тот просто красив, а за что-то большее, невидимое глазу. Молодежь сегодня очень талантлива, но талант может открываться только тогда, когда перед ним ставят большие задачи. Актерами становятся не после получения диплома в вузе, а через кропотливый труд в театре. А если сегодня ты на сцене просто споешь, станцуешь, постоишь, но не «заразишь» зрителя, то завтра о тебе никто и не вспомнит. Знаете, я когда-то очень сильно переживал, задавался вопросом: «О чем они только думают, эти молодые?» И тогда мне на помощь приходили слова классика. Суть в том, что когда вы устанете идти по дороге жизни и присядете на обочину отдохнуть, мимо вас пойдут молодые и сильные. Не смотрите на них с завистью и не злитесь, ведь они тоже уйдут не слишком далеко».


«Мы разные, разные…»
Возвращаясь мыслями в прекрасную юности пору, Виктор Григорьевич рассказывал мне, как мог часами простоять в очереди за сборником стихов Франсуа Вийона, как однажды он втайне от всех залез на чердак здания, чтобы послушать, как в это время внизу на сцене декламировали свои стихотворения Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский. «Нашему поколению все было интересно, - с грустью произнес мой собеседник. - Молодым же я желаю счастья и цели в жизни. Осознанной! А что касается театра - пусть там работают люди, искренне любящие эту сцену, способные нести зрителю что-то светлое, доброе. Режиссерам - не просто находить интересную форму для своих спектаклей, но и уметь тщательно разбираться в материале, в психологии героев. Конечно, сегодня наш театр другой, вряд ли кто-то поспорит с этим, будем надеяться, что он найдет свой путь».


Вопрос-ответ
- Случай из жизни, который вам сильно запомнился?
- Когда я лишился одной ноги (так уж в жизни случилось), мой друг спросил: «Виктор, а как же ты будешь продолжать работать в театре?» А я ему в ответ: «Ну, так у меня ведь нет ноги, а не головы!»
- Ваша любимая роль в театре?
- Роли не бывают нелюбимыми. Скажем так: мне ближе те, которые вызывают у зрителей эмоции. Хотя, знаете, есть у меня одна любимая роль, которую, увы, мне так и не удалось сыграть - это Ричард Третий.
- Любимое высказывание?
- Дурак, осознающий, что он дурак - уже не дурак. Как-то так!
- А в двери театра вы входите с грустью или с радостью?
- (Долгая пауза) Неужели непонятно? Конечно, с грустью… Но и без театра я жить не могу!
Из пьесы «Суд Магжана»:
- Лучше бы ты стал муллой…
- Не знаю, отец. У каждого каравана свой путь. И река иногда меняет русло, если начинают двигаться горы…
Виктор Григорьевич о себе:
«Думаю, что я «студент» по жизни! Как биологический вид - не ядовитый. Хотя на вкус многим не нравлюсь. Хобби? Быть интересным себе и другим, но не навязываться. Главное - БЫТЬ! Чувство влюбленности в жизнь - почти постоянное».

Евгения ШОЛЬ,
газета «Проспект СК».