ONLINE трансляция

"ЭТА БОЛЕЗНЬ НЕИЗЛЕЧИМА" - АКТЕР ТЕАТРА ДРАМЫ О СВОЕЙ РАБОТЕ

Сегодня во всем мире празднуется День театра. Потому редакция 7152.kz решила познакомить вас с одним из тех, кто создает жизнь на сцене одного из театров нашего города. Иногда самые незаурядные профессии могут скрывать за собой целые жизни, а один человек большое количество историй. Анатолий Наргеланес - актер театра драмы имени Н. Погодина. История его творческого пути началась в 6 лет, а в этом году Анатолию Владимировичу исполнится 67 лет и он не планирует заканчивать карьеру. О своей творческой деятельности актер рассказал с особой теплотой.

- С чего вы начали свой творческий путь?
- В 16 лет я поступил в театральное училище в город Саратов. Потом перевелся в театрально училище в Новосибирск, потому что все-таки ближе. Потом армия. После работал в культуре, был режиссером народного театра «Шторм» в Сергеевке. Ну а потом я стал работать здесь.

- Близкие не были против того, что парень выбрал такое занятие?
-Мама была не против. Я где-то лет с 14 в старом здании театра в студии «Спутник» занимался и участвовал в массовке в различных спектаклях. Все началось с детства. Мама меня первый раз привела в театр, когда мне было где-то лет 6 и с тех пор я каждый раз ее «теребил», чтобы она меня сводила. По воскресеньям она водила меня на детские сказки, ну а потом я уже сам ходил на спектакли. Вот так вот как-то «заболел» этим. Говорят, эта болезнь неизлечима.

- Почему вас поразила эта «болезнь»?
- Не знаю, мне кажется это веление души. Даже учась в школе, со своими одноклассниками и одноклассницами мы делали концерты. И выступали мы, как сейчас помню, на площадке четвертого этажа, либо у кого-то в квартире для родителей.

- Расскажите о самой тяжелой и запоминающейся роли?
-Я бы не сказал, что роли могут быть тяжелыми или легкими. Роль для актера не может быть плохой или хорошей. Для меня любой персонаж должен быть оправдан мной в моих глазах, я должен вжиться в него, чтобы действительно почувствовать, что испытывает этот персонаж на самом деле и выдать то, что требуется от того или иного персонажа. Любимых ролей у меня куча. Очень люблю роль соседа в «Не очень простой истории», прекрасная роль дедушки в «Чудаках и занудах». Сейчас я буду играть эдакого домостроевского купца, жестокого. Я тоже его оправдываю, потому что это тот век и те порядки, как раз то, что называется домостроем.

-Какая роль была первой, что чувствовали, когда вышли на сцену?
-Это было очень-очень давно и очень смешно. Тогда мне было, дай бог памяти, 13-14 лет. Я занимался в театральной студии «Спутник». И не знаю, по какой причине, но один из актеров не вышел и я попался на глаза главному режиссеру театра. «Ты почтальон. Приходишь и говоришь «Вам письмо» и уходишь. Понял?». Да запросто, боже мой - зря я так подумал. Я простоял за кулисами до тех пор, пока не прозвучала реплика, когда мне надо было выходить, я почувствовал, что не могу идти. Ступор полный. Как раз тогда играл Борисов, и он на меня смотрит и я с этой почтальонской сумкой «Что мне письмо?». Пауза… «Ну дай письмо...в конце концов ты мне дашь письмо?», и из-за кулис шепот «Отдай письмо, идиот!» и я вытащил какой-то клочок бумаги – «Ну идите». И слышу, как актер мне говорит «Уходи, идиот!». Это была моя самая первая роль на действительно профессиональной сцене. До сих пор с дрожью вспоминаю.

-Сегодня у вас премьера. Расскажите нашим читателям поподробнее о новой постановке.
- Это постановка по очерку Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Очерк очень интересный, я вообще люблю этого автора и его замечательные произведения «Тупейный художник», «Запечатленный ангел». Очень интересный. За одного только «Левшу» можно было ему, как говорится, памятник поставить. Интерпретация драматурга несколько иного плана, тем не менее это то, что называется историей нашей жизни. Это историческая драма.

-Как вы вживаетесь в роль? Как это происходит?
-Очень многое зависит от режиссера, который, так скажем, и выбирает исполнителя роли. Не люблю это слово. Вот знаете, как бывает, придешь в магазин покупать пиджак, один надел и как будто на тебя сшит. Вот тоже самое и роль. Какая-то раз и уже твоя. А когда купишь пиджак и где-то жмет, где-то приходится приспосабливаться и выходить из положения. Да это сложнее, но когда уже вжился в этот образ, он становится своим. Процесс этот идет не сказать, что очень просто, но нет такого актера, который бы сказал «мне этот образ не нравится». Значит он не готов к тому, чтоб этого героя сыграть. Я до сих пор помню, когда в свое время я жил в Москве, мне довелось посетить спектакль, где играл Марк Прудкин. У него роль была трехсекундная. Он просто напросто приносил поднос с едой, ставил на стол и уходил. Но это было так сделано - зал просто взорвался аплодисментами. Так вот сыграть такую малюсенькую роль - я даже не смогу повторить. Как говорится, нет маленьких ролей, есть маленькие актеры. Взять любого человека, который искренне пережил какие-то волнения, эмоции, он сможет это повторить. Но вот чисто актерски все это выплеснуть, мне кажется, не каждый сможет. Надо пропускать все это через себя.

- Вы хотите сказать, что бывают не рожденные быть актерами или не желающие прилагать достаточное количество усилий?
- В свое время выходила статья «Наргеленас не ставит тройки». Я работал в колледже искусств, преподавал актерское мастерство и сценическую речь. У меня не было троечников. Как сейчас помню мой самый первый набор было 12 человек, а закончили курс - трое. «5» - это отлично, «4» - хорошо, «3» - посредственно. Вы будете лечиться у посредственного врача? А отдадите своего ребенка посредственному педагогу? Так зачем же я буду выпускать посредственного актера, для того чтобы обманывать зрителя.

-С какими трудностями актеры ежедневно сталкивается на работе?
-Трудность всегда в одном - это как укладывается текст, и как запоминаются слова, это очень сложно. Одно дело, когда 2-3- странички, другое, когда у меня спектакль 72 страницы. Печатается на страницах только текст актера. В этом действительно есть какая-то сложность. А еще если опытные партнеры, с которыми работаешь, и если вдруг какая-то «запатычка» в тексте происходит, ну бывает такое, ступор, то они могут выручить. Не подсказать, а просто вместо меня может быть сказать.

-Как вы считаете, театр потерял свою актуальность?
-В фильме «Москва слезам не верит» телевизионщик один говорил, что будет только телевидение, не будет ни кино, ни театра. На что ему ответили, что кино может быть, но театр - без него никуда. Кино я понимаю, но театр?! Театр появился в 565 году до н.э. Это более 2500 тысяч лет. На празднике великих Дионисий было первое представление театра. А наша эра уже 2021 год. Так что театр вечен. Мне одна очень хорошая знакомая сказала, если в театре останется даже один человек - все равно будет спектакль.

-Если бы вам дали машину времени и у вас была возможность изменить свою судьбу, вы бы прошли этот путь еще раз?
-Даже если бы мне предложили начать все сначала, так скажем с 6 лет, то я все-таки прошел бы этот же путь. Я люблю эту работу, она важна для меня. Был у нас спектакль, который называется «Семья вурдалаков». Спектакль конечно тяжелый, про наркоманов. Так вот если из тысячи человек хоть один задумается над тем, что он видел, значит, я не зря проживаю эту жизнь. То есть это нести доброе, вечное, нести людям идею, чтоб они задумались, ушли из этого здания с каким-то внутренним очищением и добротой. Для этого и нужен театр. Я буду работать здесь до тех пор, пока меня не вынесут.

-Какие постановки рекомендуете петропавловцам к обязательному просмотру?
-«Ретро» или «Жених поневоле». Надо посмотреть, это очень современная пьеса. «Чудаки зануды» - это надо посмотреть каждому петропавловцу. «Ромео и Джульетта» в современной постановке очень интересный. Хороший спектакль «Святой и грешный», он скоро выйдет. Посмотрите сказки – «Похищение луковиц», «Щелкунчик».