Ирина Полещук
Главная /  Информация /  Публикации /  Ирина Полещук
Ирина Полещук

Рожденная под счастливой театральной звездой
Без малого 25 лет на сцене русского драматического театра имени Н. Погодина горит звезда талантливой актрисы Ирины Полещук. Она не грезила сценой и не мечтала быть артисткой, но сама судьба, наверное, привела ее в театр, который с первых же дней стал родным домом. За прошедшие годы Ирина Полещук сыграла на сцене театра драмы не один десяток ролей, каждая из которых по-своему запомнилась как самой актрисе, так и зрителям. Ей нравится быть разной на сцене, примерять на себя новые образы, менять амплуа, перевоплощаться в сложных и неоднозначных героинь. А в мечтах актрисы – роль королевы Елизаветы I.


УДАЧНЫЙ ПУТЬ
По словам Ирины Полещук, ее путь в театр начался очень удачно.
Родилась и выросла актриса в селе Чистовское бывшего Булаевского, а ныне района М. Жумабаева Северо-Казахстанской области. Ирина вспоминает, что она никогда не думала о театре, более того, вообще не строила планов в отношении будущей специальности, в отличие от большинства детей, с детства мечтающих о разных романтических профессиях. Наверное, именно эта неопределенность повлияла на то, что после окончания школы она не пошла учиться дальше, а год проработала в родном учебном заведении старшей пионервожатой. Параллельно Ирина занималась во всевозможных кружках – пела и плясала, и даже к одному из смотру художественной самодеятельности сама написала сценарий, что и стало отправной точкой в ее дальнейшей судьбе. Её работу заметили, и руководство районного отдела культуры предложило Ирине поступить в музыкальное училище на режиссерское отделение по целевому направлению, так как в тот момент район нуждался в таких специалистах. Идея девушке понравилась, но она решила так: поступлю сама – буду учиться, нет – так нет. Впрочем, документы сначала Ирина подала в петропавловский институт на специальность «География», думая пойти по стопам отца, но вовремя изменила свое решение и поступила в тогдашнее музыкальное училище на отделение хореографии. Впрочем, учеба здесь продлилась недолго. Из-за полученной травмы с танцами пришлось завязать, и тут на помощь пришел замечательный педагог режиссерского отделения, заслуженный артист России Юрий Алексеевич Ломоносов, позволивший студентке попробовать себя на другом поприще. Так Ирина Полещук окунулась в новую атмосферу культурно-просветительской и режиссерской работы, перейдя на режиссерское отделение по специальности «руководитель театрального коллектива». К слову, уже через месяц учебы Ирина поняла, что назад в район она уже не вернется – ведь впереди открывались новые горизонты и большие перспективы.

Свой вклад в актерскую судьбу Ирины Полещук внес и другой преподаватель, актер и режиссер Виктор Григорьевич Шалаев, предложивший молодой студентке поработать с ним в небольшом театре «Надежда», существовавшем при областной филармонии.
- Было интересно, первый опыт, гастроли по районам. Это был 1994-1995 год, самый кошмар – денег ни у кого не было, но клубы работали, и народу было много. Я была молодая, мне так это все нравилось, так было интересно и ново. И то, что приходили люди на спектакли, и приносили букеты гладиолусов, сирени, садовых ромашек. Это было то, о чем, возможно, когда-то мечталось, но не думалось, что так быстро произойдет.


Наряду со своеобразной эйфорией, актерам в те сложные переломные времена было тяжело, порой приходилось ночевать в клубах во время гастролей. При этом театральная жизнь тогда не воспринималась молодой актрисой Ириной Полещук в качестве работы, это было сумасшедшее удовольствие, своеобразное приключение.


А перед окончанием училища Виктор Шалаев и Юрий Ломоносов настоятельно порекомендовали выпускнице прийти на просмотр в театр драмы. В тот момент в драматическом театре молодых девчонок совсем не было, вспоминает Ирина Полещук.
- Я пришла, меня посмотрели, и как-то сразу же приняли в труппу. Директором театра тогда был Виктор Турпаян. А когда я получила диплом, меня вызвал к себе директор училища Владимир Кардашов и предложил поехать в Пресновку директором народного театра. Распределения тогда уже не было, были проблемы с трудоустройством. Ребята с предыдущих курсов по окончании училища не могли устроиться в городе ни в один из театров. Поэтому когда я сказала Владимиру Максимовичу, что я уже устроилась работать, да еще и в нашу драму, он был в шоке.
РОМАН С ТЕАТРОМ
Иначе, как удачной полосой, Ирина не может назвать тот период своей жизни. Молодую актрису в театре драмы встретили мэтры петропавловской сцены – Людмила Николаевна Ванюкова, Иван Петрович Арчибасов и многие другие. В первом же спектакле, где Ирине Полещук дали большую роль, ее партнерами были маститые актеры, на которых она сама совсем недавно приходила смотреть в театр. Сегодня Ирина Юрьевна вспоминает, как в своем первом спектакле «Крошка» на погодинской сцене она в буквальном смысле боялась дышать рядом с легендарным Иваном Петровичем Арчибасовым. Сразу после выпуска «Крошки» труппа драмтеатра стала работать над новым спектаклем – водевилем «Моя жена лгунья», который запомнился актрисе тем, что на сцене приходилось петь и танцевать. И если с танцами проблем у Полещук не было, то насчет своего пения Ирина очень сомневалась. Однако опытные педагоги – заведующие музыкальным цехом театра – Наталья Тамашук и Сергей Бубелло, по словам Ирины, могли своим профессионализмом заставить петь даже табуретку. Вот и наша героиня в том водевиле запела на все лады. Недаром в памяти актрисы «Моя жена лгунья» запечатлелась, как яркая и запоминающаяся работа. В целом первые годы работы в театре вспоминаются Ирине невероятно интересными и классными.
- Мне повезло. Юрий Алексеевич Ломоносов до такой степени заразил нас сценой, что мы, во-первых, из училища практически не уходили в годы учебы – было здорово что-то придумывать, мы творили по полной. А потом уже и не представляли свою жизнь вне сцены.


Она и сейчас не перестает творить и не покидает сцену. За прошедшие годы не было ни одного сезона без ролей, многие из них запомнились и полюбились.
- Сидишь иногда и вспоминаешь, а сколько же ролей сыграно. Были проходные роли, которые спустя годы вспоминаются неожиданно, и ты отмечаешь, что, действительно, была такая работа. Были, конечно, шикарные работы. Я люблю работать с новыми режиссерами, которые позволяют открывать в себе что-то новое и интересное.


В перечне любимых у Ирины Полещук роль Корделии в «Короле Лире», где они играли вместе с ее учителем Виктором Григорьевичем Шалаевым. Из последних работ полюбилась Ирине роль Зулейхи в спектакле «Суд Магжана», где Виктор Шалаев выступил в качестве режиссера.


- Эта роль запомнилась мне тем, что на показе в Астане небольшого отрывка этого спектакля в Российском посольстве присутствовала племянница Магжана Жумабаева, которая очень хорошо знала Зулейху. Они вместе жили, она выросла рядом с ней. И когда она смотрела наш спектакль, то сидела и плакала от того, что я так сильно напоминала ей Зулейху. И это такой бальзам на душу, потому что материалов нет, о Магжане и его семье так мало написано, все такое куцее, людей, знавших их, тоже мало. Роль приходилось играть по наитию, и получилось попасть в точку.


Для Ирины Полещук так всегда – если работа цепляет, то она запоминается надолго. В ее памяти сохранилось множество ролей и режиссеров, с которыми удалось поработать за эти годы. С большой признательностью сегодня вспоминает Ирина работу с Алексеем Орловым, Виктором Шалаевым и другими.


- Работы Виктора Григорьевича, в которых я была занята, трогают. Взять хотя бы «Не очень простую историю» и роль Свиньи, которую я исполняла. Если честно, я долго работала над этим образом, ездила специально к родителям в село, чтобы понаблюдать за повадками домашних животных - свиней, лошадей. Дошло до того, что я мясо не ела почти год.
Новые формы работы, новое видение и необычность постановки присущи были спектаклю «Карагоз», где Ирина Полещук исполнила роль Маржан и получила приз зрительских симпатий на фестивале в Актюбинске. Эта постановка заставляла думать, понимать видение режиссера, менять привычные принципы работы, но этим и интересен процесс.


Безусловно, каждая сыгранная роль давалась актрисе по-разному. Иногда Ирина отлично понимает своих героинь, может оправдать их поступки. Случается же, что поведение и принципы той или иной героини совершенно не поддаются пониманию и оправданию, и преподносить такие образы публике становится довольно сложно. Поэтому Ирине не раз приходилось конфликтовать со своими героинями. Один из последних конфликтов произошел в работе над спектаклем «Поллианна», где Ирина Полещук сыграла роль тетушки этой необычной девочки.
- Я не могла понять, как можно столько лет любить человека, и не быть вместе из-за каких-то, на мой взгляд, глупых принципов, которые мешают не только тебе, но и окружающим. По мне – так это глупость, но это нужно оправдать, показать зрителю так, чтобы зритель понял, почему она так поступила. Поэтому тебе самому нужно это понять и принять.


Среди воспроизведенных на сцене образов не раз попадались те, в работе над которыми актрисе приходилось переступать через себя. Вроде бы и роль классная, и работа интересная, а душа не лежит. В таких случаях приходится через силу влюбляться в свою героиню, чтобы зритель поверил этому образу. А сколько раз хотелось и приходилось спорить с режиссером о выборе роли, чтобы примерить на себя другой образ из постановки. Впрочем, пару раз судьба подкидывала Ирине такой шанс.


- Когда мы играли «Блэз», у меня была главная роль Мари, которую мы играли в паре с Татьяной Афанасьевой. И была роль второго плана – Луиза – такая вкусная и интересная! Так получилось, что на гастроли актриса, игравшая Луизу, не смогла поехать, и я ухватилась за эту возможность, ведь я знала весь текст и мизансцены. И такое бывало не раз. Это интересно,ведь получается, что в одном и том же спектакле – одна тема, но разные характеры и разные персонажи, которые ты любишь одинаково. 

В числе сыгранных ролей актрисой Ириной Полещук на сцене областного русского драматического театра имени Н. Погодина Настасья Петровна из спектакля «Дядюшкин сон» по произведению Ф.М.Достоевского; Памелла в спектакле «Он, она, окно и Тело»; Наташа в постановке «Семья Вурдалака»; Элиса в «Лекарстве от любви»; Валя в «Кадрили»; Елизавета в спектакле «По соседству мы живем»; Королева в «Русском секрете»; осовремененная чеховская Ольга из «Трех сестер - 21 век»; и многие другие яркие женские образы.
Почти за 25 лет на сцене сыграно немало. Впрочем, актерской мечтой Ирины Полещук является роль королевы Англии Елизаветы I, о которой она давно грезит.


- Мне нравится этот персонаж, эта женщина. Она неординарная, сильная, странная, да к тому же рыжеволосая и вместе с тем бесцветная. Я вообще люблю странных героинь. Хотя сама я не такая, мне нравится покопаться в характерах своих героинь, быть на сцене совсем другой, чем в жизни.
За один театральный сезон Ирине Полещук приходилось играть иногда по пять-шесть ролей, порой лишь две, но, к счастью, в ее карьере не было еще ни одного сезона без новых ролей. Впрочем, каждый выход на сцену привносит в казалось бы давно сыгранный и привычный образ новые краски, эмоции, детали, обусловленные и самочувствием самой актрисы, и настроением, и погодой за окном, и, самое главное, реакцией зрителя.


- Когда на спектакле полный зал, зал дышит, ты чувствуешь, что люди тебя слышат и воспринимают, это - одно. А когда зал полупустой и отрешенный, то это - совсем другое. Причем во время спектакля я никогда не вижу зал, но его дыхание чувствую. И когда дыхания не слышишь, становится пусто на душе. Ведь даже на репетиции, когда идут прогоны, ты знаешь, что в зале сидит режиссер, кто-то из труппы или руководства непременно заглядывает. А во время спектакля иногда бывает такая тишина, сродни гробовой, и в такие моменты так обидно становится – вроде и спектакль хороший, и ты стараешься, столько народу задействовано… Такое не часто, но бывает.
По словам Ирины Полещук, в последние годы в театре зрителей стало заметно меньше, нежели в тяжелые 90-е. Актриса оправдывает это тем, что сегодня стало всего больше – кинотеатры, разнообразные телеканалы, интернет… Буквально два десятилетия назад ничего этого не было, и людям нужна была отдушина. Единственной отдушиной в те годы был театр.
- И ведь правда было очень тяжело. Было четыре градуса в зрительном зале, люди сидели в верхней одежде, но они были на каждом спектакле, а не только на премьерах. Конечно, нам сегодня обидно, хочется, чтобы зал заполнялся на каждом спектакле, и не только в нашем театре, но и в казахском, и в театре кукол, и в филармонии. Потому что это культура, мы же стараемся нести информацию, воспитывать, одухотворять.


К слову, за эти 20 с лишним лет изменился не только зритель, но и сам театр: существенно омолодилась труппа, пришли новые молодые режиссеры, обновляется и храм искусства. Время ведь не стоит на месте. Но Ирине Полещук больше по душе тот театр драмы, в который она пришла выпускницей музыкального училища. Возможно, это просто ностальгия по тем удивительным временам ее молодости, когда театр был более театральным, более домашним и родным.


Впрочем, наш театр драмы по-прежнему остается одним из лучших в республике. Бывая на гастролях в городах Казахстана и России, актеры всегда слышат лестные отзывы о своей работе, постановках, и это не может не тешить их самолюбие.
Совсем скоро погодинцы откроют новый театральный сезон. Для своих зрителей труппа готовит премьеру спектакля «Ретро», который ставит режиссер Виктор Шалаев. Сыграет в нем роль Людмилы и Ирина Полещук.
- Это большая хорошая и сложная роль. В целом спектакль о жизни, семье, ценностях семейных, о любви, непонимании отцов и детей и неприятии друг друга, когда люди не хотят слышать и принимать друг друга. Работа в целом интересная. Надеюсь, до Нового года мы порадуем зрителя нашей премьерой, в которой задействован серьезный актерский состав – это почти все старшее поколение театра.
И если с премьерой актрису Ирину Полещук поздравлять пока рано, то с наступающим днем рождения – в самый раз! Хочется пожелать этой удивительной и интересной женщине ярких и вкусных ролей, преданных и неравнодушных зрителей, исполнения ее главной актерской мечты и простого человеческого счастья.

Анна ФРОЛОВА,
газета «Добрый вечер»