Театральная династия
Главная /  Информация /  Театральные новости /  Театральная династия
Театральная династия

Вместе на творческой волне
Семья - не только ячейка общества, но и свой маленький мир, в котором из поколения в поколение передаются ценностные ориентиры, влияющие на развитие личности и мировоззрение. Особенно это заметно в творческих семьях, где с младых ногтей дети впитывают от родителей тягу к прекрасному. И наш разговор с художником-постановщиком областного русского драматического театра им. Н. Погодина Николаем КОРЯКИНЫМ и его семьей еще раз подтвердил эту мысль. Это по-настоящему творческие люди, которые все свои силы вкладывают в любимое дело - работе на благо театра. Общий трудовой стаж их династии составляет уже около 90 лет, и эта цифра с каждым месяцем только увеличивается.


Не позволяй себе лениться!
Уже находясь на заслуженном отдыхе, Николай Александрович оборотов в своей театральной деятельности не сбавляет и требований к себе не снижает. А за плечами большой опыт: 32 года служения погодинскому театру верой и правдой. В храм Мельпомены он пришел трудиться еще в 1976 году вместе со своей женой Ниной Егоровной, которая работала художником-бутафором, но сейчас тоже вышла на пенсию: они с супругом ровесники. По словам Н. Корякина, пригласил их на работу Сангат Яруллин, являющийся на тот момент главным художником театра им. Н. Погодина. Сангат Саматович сразу заприметил в супружеской паре большой потенциал, когда встретил их на берегу реки Ишим и увидел замечательные этюды живой природы, сделанные руками этих талантливых художников. Так и окунулись молодые, полные творческой энергии люди в театральную деятельность…


Как рассказал Николай Александрович, в раннем детстве особой тяги к изобразительному искусству у него не было: больше привлекала разного рода техника, ведь его отец работал тракторе, и мальчик просто без ума был от этого «железного друга», а запах дизеля у него до сих пор ассоциируется с той благодатной детской порой. Но уже в старших классах Колю очень привлекла окружающая природа. Благо места, куда он переехал и где жил с родителями, весьма и весьма живописные - Донбасс. Шахты, степные речки, красочные лесопосадки - их юноша и начал изображать в своих набросках. Творчество требовало выхода, поэтому он стремился развивать свой талант: несколько лет учился в изостудии. Кстати, там же знания получала и будущая жена Нина. Большой вклад в становление Николая как художника внес его педагог Евгений Константинович Кириченко, которому мой собеседник за это искренне благодарен. К сожалению, не получилось поступить вслед за братом Алексеем в Луганское художественно-педагогическое училище. «Ну а потом все как-то завертелось: армия, женитьба, дети - здесь уж не до учебы», - говорит Н. Корякин. Впрочем, позже были курсы художников-оформителей, дважды - повышение квалификации в г. Москве. И, конечно же, практика, которая - всему голова.


Первые годы работы в театре отличались большим объемом заданий. Особого подхода требовало оформление огромных задников (задний фоновый занавес), которые просто не помещались в декорационный цех. Выпускалось много спектаклей, поэтому работали над декорациями прямиком на сцене, причем приходилось оставаться и до позднего вечера. Как пояснил собеседник, декорационный цех - последний при сдаче. Если вдруг «столярка» что-нибудь затянет или бутафоры, то декораторы, несмотря на это, должны все оформить точно в срок - премьеру-то никто не отменял! И без смекалки в такой работе не обойтись.


Время шло, мастерство, опыт возрастали, и это не осталось незамеченным: Николай Корякин получил должность художника-постановщика. Однако сложные перестроечные времена заставили его покинуть театр на 9 лет. Ну а после своего возвращения мастер с новыми силами взялся за труд. Если посчитать, то в творческой копилке Николая Александровича как художника-постановщика - больше сотни работ. Сейчас он работает над воплощением в жизнь двух новых постановок: "Разноцветная история" и "Жених поневоле" ("Ретро"). Первая, текст которой написал актер погодинского театра Алексей Никулин, - это веселая сказка о Правилах дорожного движения (режиссер - Елена Покрас). Декорации к ней довольно просты и удобны для размещения на сцене (выездной вариант) - это сказочный перекресток, на фоне которого и развернется основное действие. Второй спектакль по пьесе Александра Галина ставит режиссер Виктор Шалаев. Свое значение здесь будет нести антикварная мебель и другие предметы быта "под старину". Плюс к этому, зрителей ожидает небольшой сюрприз, здорово подчеркивающий антураж постановки. Но пока этих секретов мы раскрывать не будем: все станет известно на будущей премьере в грядущем 131 театральном сезоне.


"Одним из главных принципов в моей работе является принцип "Не навреди!". Делай так, чтобы актерам среди декораций было удобно, зрителям в зале - интересно. Конечно, в постановке режиссер - это хозяин, но важно, чтобы и художник-постановщик был в деле, предлагал свое видение. От этого спектакль становится только лучше", - подчеркивает Н. Корякин.
Надо сказать, что собеседник дружит с кистями и красками не только на работе. В свободное время он пишет для души, но эти картины не пылятся на стеллажах. Николай Александрович уже несколько раз выставлял свои работы (пейзажные зарисовки, портреты, театральные эскизы) на персональных выставках как в Петропавловске, так и других городах Казахстана.
Привычен Николаю Корякину и другой, не столь творческий труд. Свой дом на берегу Ишима, дворовое хозяйство - все это, безусловно, требует внимания, а еще и на рыбалку надо сходить! Но заботы Николая Александровича не пугают, ведь довелось ему еще в юности вкусить горечь шахтерского хлеба: на глубине да в темноте покидать лопатой уголь. После такого труда - любая другая работа сложной не покажется!


"Руками всегда нужно что-то делать, чтобы они ремесло не забывали", - замечает художник. Такой принцип он и детям своим передает.
Продолжая династию...
На этом моменте нашу беседу поддержали дочери Николая Александровича Татьяна Мартынова и Надежда Корякина. По словам Татьяны, драмтеатр им. Н Погодина давно стал для нее вторым домом: все его коридоры и уголки знакомы с детства. "Когда мама на работу брала в театр, мы это просто наградой считали", - признается она. Изначально Татьяна свою профессиональную стезю с храмом Мельпомены не связывала и работала педагогом-воспитателем в детском саду. Только вскоре жизнь распорядилась иначе и привела к родному театру в бутафорский цех, который по праву считается одним из волшебных. Ведь здесь как будто по-своему, но сумели раскрыть секрет философского камня и при помощи него делают железо из бумаги, а из пластмассы - дерево. На самом деле, конечно, никакой мистики нет - весь секрет в руках и смекалке художников-бутафоров.
"Мне с малых лет известно, как работать с папье-маше, паять и лобзиком выпиливать. Поэтому когда стала работать бутафором, особых трудностей не испытывала. К тому же желание было большое, пришла и сразу поняла: мое!", - рассказывает Татьяна.
Вазы и фрукты, кухонная утварь, светильники и прочий реквизит - все это кропотливо изготовляется бутафорами. Доработать крокодила из "Чемоданного настроения", отлить маски к спектаклю "Джут" - для старшей дочери Николая Корякина такие задачи не проблема, а любимое дело. Кстати, не зря говорят, что устами младенца глаголит истина. Вот и младший сын Татьяны Никита об ее работе сказал, как отрезал: "Мама у меня не художник, она - мастерица".


По семейным стопам пошла и Надежда, которая трудится художником-декоратором по изготовлению сложных изделий. Знакомство с художественным искусством и театральной деятельностью для нее тоже началось с ранних лет, и она искренне рада, что сейчас весь ее опыт и знания идут на пользу театру.


"Первой самостоятельной работой как художника-сценографа стала забавная сказка "Потеха для смеха". Если брать недавние работы, то занималась я художественным оформлением новогодней интермедии, декорациями к театральному уроку "Абай и Пушкин. Конечно, эта работа требует соблюдения своих тонкостей. Например, при свете софитов цвет декораций изменяется: черное будет выглядеть серым. Все это нужно учитывать, правильно подбирать цветовую гамму", - говорит Надежда Корякина.
Свой небольшой, но вклад в общий рабочий стаж семьи вносит и дочь Надежды, которую, как и тетю, зовут Татьяна. Внучка Николая Коркина на протяжении двух лет работает в творческих цехах. Детские мечты с миром театра связывает и уже упомянутый нами Никита. В силу своего юного возраста мальчик пока точно не определился с выбором профессии, но раньше он очень хотел быть актером. И кто знает, вдруг через несколько лет Никита вслед за своими близкими загорится желанием стать художником? Если это действительно произойдет, то театральную династию Корякиных будет ждать пополнение.


"Не думаю, что принципы воспитания в семье художников чем-то кардинально отличаются от любой другой семьи. Скажу только, что родители с детства привили нам любовь к прекрасному, научили любить природу, восхищаться окружающим миром. Все это мы уже передаем и своим детям", - подвела итог беседы Татьяна Мартынова.

Павел РОЩУПКИН,
заведующий литературной частью
областного русского драматического театра
им. Н. Погодина,
член Союза театральных деятелей Казахстана