ONLINE трансляция

СТАТЬИ ИЗ ГАЗЕТ О ПРЕМЬЕРЕ "УСТУПИ МЕСТО ЗАВТРАШНЕМУ ДНЮ". ЧАСТЬ 2.

Previous Next

КОНФЛИКТ В СЕМЕЙНОМ ИНТЕРЬЕРЕ

Очередной премьерой порадовал благодарного зрителя областной русский драматический театр имени Николая Погодина.

Спектакль погодинцы играли два дня - в канун и в Международный день театра, вынеся на суд североказахстанцев пьесу известной американской писательницы и драматурга Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню».

События разворачиваются в США в середине 30-х годов, в семье пожилых родителей Люси и Барклея Куперов. Живущие в разных частях страны дети (их пятеро), не часто навещающие стариков, потому что у всех работа, уже свои семьи, - собираются на семейный обед и узнают шокирующую новость: их родовое гнездо заложено, платить нечем, и через несколько дней отец и мать должны покинуть свое многолетнее пристанище, где прожита их, в общем-то, счастливая жизнь, где выросли дети, в любви которых родители не сомневаются и на помощь которых в критической ситуации они, как полагают, могут рассчитывать с полным основанием.

Прожив почти пятьдесят лет вместе душа в душу, старики хотят только одного: переселиться в маленький домик, - и у них нет никаких сомнений в том, что уж в этом-то дети им помогут. Но не все так однозначно…

По сути, это вечная тема отцов и детей, разработанная по-своему американским автором.

«Эта пьеса актуальна и для сегодняшнего дня. Автор выводит на сцену три поколения – родителей, детей и внуков. Они, как выясняется, не понимают друг друга. Шестнадцатилетняя внучка, например, встречается с сорокалетним мужчиной и заявляет бабушке, что не собирается сразу «выпрыгивать» замуж, «носить первую попавшуюся пару туфель» – она будет выбирать, - размышляет над пьесой режиссер-постановщик Тимур Каримжанов. – Дети, в целом неплохие люди, не готовы взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу родителей. Положение в обществе, необходимость работать ради денег, еще какие-то дела… В общем, родители никому не нужны, каждый из детей пытается спихнуть стариков на другого и находит себе оправдание… Они не законченные сволочи, но сама атмосфера дикого капитализма заставляет их принимать решение, болью отдающееся в сердцах престарелых отца и матери».

В этой пьесе звучат простые истины, актуальные в любое время, - утверждает режиссер. Рядом с нежными чувствами стариков – прагматичность и даже цинизм следующего поколения.

Каримжанов ставил в погодинском театре пьесы российского драматурга Ивана Вырыпаева, классику Александра Островского и Александра Грина, венецианца Карло Гольдони и других авторов.

«Это очень несвойственная для меня пьеса и тем она мне интересна и дорога. Надеюсь, мы найдем отклик и сопереживание в наших зрителях», - выражает надежду режиссер, отмечая, что идеей постановки прониклись все, кто работал над ее реализацией.

Это художник-постановщик из Кыргызстана Садыр Ниязакунов, художник по костюмам Светлана Таныгина, музыкальный оформитель Давид Литвинов, хореограф Жанна Темербаева, помощники режиссера Анна Серова и Олеся Деревицкова и, безусловно, актерский состав.

Прежде всего, нужно отметить Людмилу Ванюкову-Турпаян, народную артистку Казахстана, исполнительницу одной из главных ролей, для которой спектакль стал бенефисом. Любимица североказахстанских зрителей, она создала за многие годы работы в театре более 150 образов – ярких, запоминающихся, вызывающих восхищение и нескончаемые аплодисменты. Она играла в постановках по Достоевскому, Островскому, Чехову, Радзинскому, Шиллеру, Горькому, создав богатую галерею женских образов, всегда вызывающих искренний интерес театральной публики.

Ее Люси Купер в «Уступи место завтрашнему дню» - еще один неподражаемый характер, вылепленный тонкой игрой мастера.

В постановке заняты двадцать актеров погодинского театра -  и те, кто уже заслужил любовь и признание зрителя, и молодежь, для которой необозримый простор по пути самоутверждения. 

Анатолий Наргеленас, Виталий Алфимов, Ирина Полещук, Ярослав Чумак, Марина Черняк, Ирина Пашкина, Роман Лахтин, Анатолий  Кириллов, Надежда Косыгина, Евгений Патешкин, Алексей Никулин, Константин Демидов – исполнение ими и другими артистами своих ролей обещают спектаклю долгую и счастливую жизнь на сцене театра.

Владимир СИНЕНКО,

газета "Северный Казахстан".

 

***

В ЧЕМ СЧАСТЬЕ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ?

 

В областном русском драматическом театре им. Н. Погодина состоялась премьера мелодрамы «Уступи дорогу завтрашнему дню». Она затрагивает важные для нашего общества темы: отношения между детьми и родителями, благодарность и уважение к старшим. Центральный конфликт спектакля по пьесе Вины Дельмар - то, как капитализм негативно повлиял на крепость семейных уз.

Крепки ли ваши семейные узы? Как это понять, когда все друг другу улыбаются на праздниках, говорят комплименты, а потом расходятся каждый по своим делам? Настоящие отношения показывает только критическая ситуация. Именно такая и произошла в спектакле «Уступи дорогу завтрашнему дню». Глава большого семейства Барклей Купер остался без работы. Его маленькой пенсии недостаточно, чтобы платить ипотечный взнос за большой дом, в котором когда-то жили 5 детей. Вместе с женой Люси он устраивает ужин, на котором объявляет, что им нужна помощь. Дом забирают кредиторы. Теперь любящим папе и маме, которых играют отличник культуры Анатолий Наргеленас и народная артистка Казахстана Людмила Ванюкова-Турпаян, негде жить.

Пока родители вышли из комнаты, дети обсуждают, кто возьмет на себя заботу о них. Споры доносятся даже до кухни, где мать заботливо готовит любимый детьми яблочный пай. Даже несмотря на это, она потом придет в комнату, делая вид, что ничего не случилось, со всеобъемлющей и принимающей любовью.

Купить новое жилье детям, даже всем вместе, не по силам. Во время ссоры звучат разные взгляды на происходящее: «Мы не можем допустить, чтобы их выгнали на улицу, ведь нас ославят на весь город», «Мы должны быть благодарны за то, что они вы-растили нас и дали образование»... Однако брать сразу двоих в свою семью никто не хочет, у каждого свои причины, в основном денежные. Принято решение временно разлучить родителей: поселить у детей по одному. Однако жизнь в чужих квартирах не складывается. Свекровь борется за влияние с женой сына. Ей непривычно терять роль хозяйки. В связи с этим появляются разговоры о том, чтобы разместить ее в доме престарелых. Однако сын Джордж решительно пресекает их. Родители мечтают вновь жить вместе.

Зритель погружается в ситуацию сначала со стороны родителей, которые надеются на любовь и уважение отпрысков, а затем со стороны детей, которые хотят сохранить свободу и достаток. Весь первый акт не покидает ощущение холода, презрения и неловкости от сложившихся в семье отношений. Режиссер-постановщик театра Тимур Каримжанов объяснил мотивацию героев.

«Стремление за счастьем, за вещизмом. В погоне за этим часто что-то большее теряется. Душа уходит. Сейчас это актуально, я с молодыми об этом разговаривал. Мотивация героев, бабушки очень важны. Кредиты, зарплаты маленькие, поэтому некуда девать родителей. Об этом хочется побеседовать со зрителем. Я смотрел спектакль по этой пьесе, где играет Фаина Раневская. Постановка хорошая, но я осознал, что актеры не понимают ощущения капитализма кругом, играют американцев так, как они себе их представляли. А мы уже точно понимаем, что такое капитализм», - говорит Тимур Каримжанов.

От неловкости всей ситуации, разворачивающейся на сцене, хочется съежиться. Мелодрама многослойна, каждый возьмет для себя из нее что-то свое. И однозначно, смотреть ее нужно всей семьей - в воспитательных целях.

Один из наиболее ярких диалогов спектакля состоялся в день рождения сына Джорджа. «Вам следует быть более учтивым к маме», - говорит управляющий фирмы Хеннинг после того, как тот отмахнулся от поздравлений пришедшей к нему на работу матери и нехотя представил коллегам, словно стыдясь за ее появление. Джордж отметил, что сын управляющего учтив к отцу только потому, что он наследник большого состояния. У его же матери нет денег. Хеннинг спросил: «А любили бы вы свою маму, если б у нее было больше денег?» «Не знаю, но знаю лишь одно. Если у родителей много денег, то дети их очень любят», - последовал ответ.

Эта сцена задела и самого режиссера-постановщика. По его мнению, несмотря на ее простоту, в ней заложено много смысла. «Я тогда поду-мал: «А я вообще задавался вопросом об учтивости когда-нибудь?» Мы часто становимся циниками и забываем о прописных истинах, а в этой пьесе они раскрываются в диалогах», - говорит Тимур Каримжанов.

По ходу спектакля видно, как значительно меняются взгляды людей в течение трех поколений, как сильно на них повлияли материальные ценности. «Самая младшая - внучка Рода, которая встречается с 40-летним мужчиной и говорит: «Я не тороплюсь выскакивать замуж. Я не буду надевать первую попавшуюся пару туфель». Бабушка удивлена, потому что у нее первая и последняя любовь - ее муж», - говорит Тимур Каримжанов.

Премьера мелодрамы «Уступи место завтрашнему дню», бенефис Людмилы Ванюковой-Турпаян и Международный день театра - минувшие выходные стали для театралов Петропавловска большим праздником. Поздравления, награждения, аплодисменты зрителей украсили премьерные дни.

С 135-летним юбилеем наш драмтеатр и Людмилу Николаевну с бенефисом поздравил руководитель представительства Россотрудничества в Казахстане Алексей Коропченко, вручивший благодарственное письмо от посла Российской Федерации в Республике Казахстан Алексея Бородавкина и памятные подарки.

Значимую роль погодинского театра и Людмилы Ванюковой-Турпаян в развитии культуры и искусства подчеркнул заместитель акима Северо-Казахстанской области Гани Ныгыметов. Театру был вручен сертификат на 500 тысяч тенге. Помимо этого, труд актеров и сотрудников театра был отмечен почетными грамотами и благодарственными письмами.

Мелодрама получила хороший отклик зрителей. К слову, театр готовит для них в мае целую культурную программу. Сразу пять пьес будет представлено в рамках Лаборатории современной драматургии вместе с «Драма.kz». «Сейчас мы выбираем пьесы. Будем анализировать их, ставить с нашими артистами. Пригласим и самих драматургов. Очень важно для наших реалий понять казахстанскую драматургию на русском языке. Это будут театральные читки со зрителями с возможностью потом поставить пьесы на сцене», - сообщил Тимур Каримжанов. Он отметил, что благодаря таким проектам ведется постоянный поиск «современного героя и современного настоящего автора».

 

Ольга ФАЙЗУЛИНА,

газета «Проспект СК»


Фото - Оксаны Винниковой