Главное, чтобы костюмчик…
Главная /  Информация /  Театральные новости /  Главное, чтобы костюмчик…
Главное, чтобы костюмчик…

Как часовщика невозможно представить без набора различных отверток и пинцетов, так их труд - без ниток с иголкой, ножниц, утюжков. А по степени усидчивости две этих профессии могут поспорить друг с другом. Как вы уже могли догадаться, речь во втором случае идет о работе швей-закройщиц, а в нашем случае - сотрудниц цеха областного русского драматического театра им. Николая Погодина. Обо всем этом мы и расскажем в нашем материале.

Рисуют, вырезают, шьют
Оказавшись в костюмерно-пошивочном цехе театра, сразу же ловишь себя на мысли, что перед тобой настоящая творческая мастерская. Постоянно слышится мерный стук швейных машинок, шелест тканей, живое обсуждение необходимых для костюмов деталей. Работа здесь практически не останавливается ни на минуту! Днями напролет мастерицы рисуют, чертят, кроят, вырезают, строчат, вышивают, красят, чтобы в назначенный час зрители увидели спектакль. Даже несколько сожалеешь, что отвлекаешь швей от кропотливого труда. Но это только первые впечатления - они охотно поделись всеми тонкостями своего искусства. По словам заведующей цехом Марины Киященко, помимо нее здесь трудятся еще два мастера своего дела - Лидия Помогалова и Ирина Резник. Общий их стаж работы в театре - более тридцати пяти лет. При этом саму Марину Ивановну, безусловно, следует отнести к ветеранам профессии: петропавловскому храму Мельпомены она отдала уже 27 лет жизни.
«Мы работаем по эскизам. Художник приходит с ними и ставит конкретную задачу - что и как должно быть. А мы все это воплощаем в жизнь», - рассказала Марина Киященко.

Костюмов - стройные ряды
Сколько же вещей было сшито и скроено за более чем 131-летнюю историю погодинского театра? Навряд ли можно назвать какую-то определенную цифру - несть им числа! Но автор этих строк точно может сказать одно: среди театральной одежды, в месте ее хранения, легко заплутать - это несколько тысяч вещей. Здесь будто бы ожили страницы драматургических произведений. Всегда интересно увидеть оригинальные костюмы «старины глубокой» и современные модели.
Как рассказала заведующая цехом, за годы работы каждая сшитая вещь оставила о себе свою историю, память. Особенно Марине Ивановне запомнились яркие стилизованные костюмы из пьесы Ф. Шиллера «Мария Стюарт», (режиссер - С. Чулков, художник - С. Яруллин) где во всей красе показали Англию времен Ренессанса. Здесь и богато украшенные многоярусные платья, и огромные белоснежные складчатые воротники, и запоминающиеся туники с длинными плащами - все пронизано духом эпохи. Не менее интересные вещи создавались и к другим спектаклям. Например, «Порт Артур» - драматургия И. Попова и А. Степанова о русско-японской войне (режиссер - Д. Сухачев, художник - С. Яруллин). Ярок и «Русский секрет» - о знаменитом тульском умельце Левше и ловко подкованной им блохе по сценарию Б. Рацера и В. Константинова (режиссер - Н. Воложанин, художник - В. Калужский). Иначе говоря, удивлять своеобразием костюмов цех под чутким руководством режиссеров умеет.

Удобство - прежде всего
По тонкому замечанию работниц костюмерно-пошивочного цеха, их творческую мастерскую не стоит сравнивать с ателье - специфика другая, хотя дело схожее - шить да кроить. Но только в ателье изготавливают одежду все-таки актуальную на день сегодняшний, а в театре - все зависит от задумок режиссера и художника, временных реалий, в которых разворачивается сценическое действо. Нужен именно театральный взгляд на работу. Впрочем, для наших швей - это уже давно прописные истины. Как сказала Марина Киященко, изначально все зрители видят декорации и, конечно, костюмы, которые позволяют людям сформировать свое первое впечатление о героях. Ну а сами актеры, впервые примерив новенький наряд, будто бы по мановению волшебной палочки сразу перевоплощаются в свой образ. По словам актрисы театра Марины Черняк, одно из ее любимых платьев - это платье французской принцессы Элис из исторической пьесы Дж. Голдмена «Лев зимой» (режиссер - В. Шалаев, художник - С. Яруллин). Героиня Марины - просто образец красоты и изящества, а ее платье не только шикарное, подчеркивающее молодость и грацию, но и очень удобное, что немаловажно. И как здесь не вспомнить знаменитую строчку из кинофильма «Чародеи»: «Главное, чтобы костюмчик сидел»? Для погодинских мастериц кройки и шитья - это ключевой рабочий принцип, которому они всегда и следуют.

Павел РОЩУПКИН,
заведующий литературной частью
Северо-Казахстанского областного
русского драматического театра им. Н. Погодина