Лаборатория
Главная /  Информация /  Публикации /  Лаборатория
Лаборатория

Театр, готовый к экспериментам
Профессия артиста предполагает умение с каждым спектаклем вживаться в новую роль, примеряя на себя тот или иной характер, как только что купленный наряд. Однако зачастую местные режиссеры за долгие годы так хорошо изучают возможности актеров, что продолжают ставить их на одни и те же позиции. Но все меняется, когда в театре появляется совершенно новый постановщик, имеющий свои, в корне отличающиеся от привычных, взгляды, тогда и начинает править балом его величество эксперимент… Так произошло на минувшей неделе и с коллективом областного русского драматического театра им. Н. Погодина, встретившим сразу трех московских режиссеров, работы которых были объединены тематикой «Драматургия 12+» под общим названием «Режиссерская лаборатория».
Кстати, это оригинальное название как нельзя лучше отражает суть проекта – подобно химикам-лаборантам, режиссеры проводили самые настоящие опыты. Всего за 5 дней гости из Москвы успели не только близко познакомиться с местной труппой, но и поставить 3 небольших эпизода. Это стало возможным благодаря полученному театром гранта для взаимодействия с Союзом театральных деятелей Российской Федерации. Реализуется столь интересный проект в рамках поддержки русских театров за рубежом. К слову, Петропавловск стал вторым после Алматы городом Казахстана, встретившим коллег из России. «Режиссерская лаборатория», два года назад вышедшая за пределы страны, уже имела успех в Белоруссии, Узбекистане, Киргизии и Эстонии. Для североказахстанских артистов участие в подобном эксперименте состоялось впервые, став огромным толчком для профессионального развития и настоящим глотком свежего воздуха. К тому же, тема была выбрана незаурядная и, в то же время, актуальная – вместе с молодыми режиссерами участники лаборатории окунулись в мысли и переживания современных подростков.

О чем молчат подростки?
Первым на суд зрителей был представлен эскиз пьесы Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам» от режиссера Тимура Шарафутдинова. Вместе с загадочным Ганди вдруг замолчал обычно словоохотливый 16-летний подросток Саша (хотя парень предпочитал, чтобы его называли не иначе как Мотом). Резким поворотом в обычной жизни Мота стал развод родителей, разрушивший его представление о крепкой счастливой семье. Случившийся апокалипсис превратил маму и папу в безликих «родителя 1» и «родителя 2», заставив искать понимание не у близких людей, а у … случайного бомжа из перехода. Мот, хоть и молчал, но беспрестанно думал, а его противоречивые мысли вылились в пьесу, испещренную монологами, в которых нашлось место многим проблемам сегодняшнего подростка. Пустые лайки в социальных сетях, одиночество, отсутствие смысла и цели, рушащиеся на глазах старые идеалы, папина любовница, так похожая на маму, и ложь сестры… Все это скрывалось за игрой в шахматы с новой «приятельницей» из перехода Лизонькой, маской безразличия и молчанием. Просмотр этой постановки заставляет зрителя задуматься о том, как часто молчат наши дети, и услышать наконец то, о чем они молчат. Упущенная в какой-то момент ниточка контакта между детьми и родителями влечет за собой замыкание в себе и потерю доверия. Главного персонажа проникновенно сыграл Роман Лахтин, глубоко заглянувший в душу подростка.


«Признаться, ехал сюда с небольшими опасениями: вдруг меня встретят артисты, неготовые к новому восприятию, другой трансляции текста. Но оказалось совсем наоборот: актеры абсолютно открыты к экспериментам, они соскучились по чему-то новому, им так не хватает этой инъекции извне», - отмечает режиссер Тимур Шарафутдинов.
Как стать «нормальной» мамой?
Второй отрывок, поставленный Иваном Пачиным на основе повести шведского автора Ульфа Старка «Чудаки и зануды», продолжает раскрывать затронутую тему. Снова вопиющее непонимание между родителями и детьми, на этот раз 12-летней Симоной (Оксаной Дергачевой) и ее мамой (Мариной Черняк), которая вечно обо всем забывает, даже о собаке при переезде, не говоря уже о дне рождении собственной дочери. Новая квартира, новая школа, где Симону принимают за мальчика, и новый мамин кавалер. «Почему ты не можешь быть нормальной мамой?» - вопрошает Симона, забравшись с головой в вещевую коробку. Не в эту ли самую бездонную коробку своих мыслей предпочитают залезть подростки, когда их не слышат, не понимают, забывают о том, что для них действительно важно? Благодаря этому эпизоду, показанному в атмосферном декорационном цехе, так похожем на старую захламленную квартиру, мамы и папы вновь могут поставить себя на место своих детей, увидев происходящее вокруг глазами подростка. С другой стороны, будучи взрослым, обращаешь внимание и на проблемы «ненормальной» мамы: отчего она все забывает? Не от вечной ли замотанности и усталости? На кого же все-таки нацелена эта пьеса: на взрослых или детей старше 12 лет? Режиссер постановки Иван Пачин отмечает, что старается избегать ориентации на конкретный возраст зрителя: «В возрастном цензе «12+» очень важно, чтобы подростки смотрели спектакли вместе со своими родителями, а затем могли вместе обсудить поднятые в пьесе проблемы. На мой взгляд, ужасно, когда мамы оставляют детей в зрительном зале, а сами уходят по каким-то делам. Это глупость, так не должно быть! Неизвестно, что вынесет для себя сын или дочка и какой диалог потом возникнет между родителем и ребенком. А ведь самое главное, чтобы этот диалог состоялся, потому что спектакль всегда ведется в нескольких пластах: взрослом, который дети могут только слегка ощущать, дотягиваться на цыпочках, и детском, более простом и понятном, и именно через обсуждение можно достигнуть общей точки восприятия».
Суть актерства – в раскрытии себя
В жизни подростков случается и первая любовь, пылкая и романтичная, из-за которой – хоть в омут с головой… Третий отрывок очень кстати возвращает нас к нестареющей классике, однако Ромео и Джульетта в смелой интерпретации режиссера Галины Зальцман выглядят очень современно. Непреодолимая вражда между кланами Монтекки и Капулетти обыграна легко и непринужденно: титры-подсказки на экране позади персонажей, дуэль в виде чувственного танца, Джульетта (Елена Вахрина), поливающая «цветы», за которыми прячутся герои, на импровизированном балконе. Одним словом, постановка в смешанном жанре трагикомедии. Надо сказать, что этот эскиз получился самым массовым и задорным из всех, то и дело вызывая смех у публики.
«Интересно посмотреть на всем известную пьесу «Ромео и Джульета» Уильяма Шекспира из сегодняшнего дня. Это пьеса про любовь и про войну, - замечает режиссер Галина Зальцман. - Что такое война, рождающая ненависть, когда никто не помнит, где начало этой вражды, и все живут как будто по инерции? В городе происходит хаос, люди все время заигрывают со смертью, ходят по лезвию ножа, и это стало для представителей обоих кланов привычной игрой. А смерть все время ходит рядом и ждет момента, когда ударить».
Смерть, олицетворенная героиней королевы Маб, и вправду ходит по пятам, готовя для юных влюбленных свое губительное зелье. Но сладкий поцелуй на небесах еще раз доказывает, что смерти нет…
«Режиссерская лаборатория - это всегда работа в экспресс-режиме и отличный способ проверить свои силы, свое представление о пьесе, а также силы всего театра, - считает Галина Зальцман. - Артисты театра им. Н. Погодина откликнулись на эту идею с большим азартом, с каждым днем работы они понимали, что от них требовалось еще большего погружения и проработки своих персонажей. Актеры, даже самые профессиональные, со временем обрастают штампами, потому что их начинают ставить на одни и те же роли, а новый человек видит их под другим углом и добивается, чтобы они стали собой, проявили какие-то другие качества. Для артистов это очень сложно, но крайне полезно, потому что в этом и заключается суть актерства – все время открываться себе и зрителю».
После просмотра всех эпизодов состоялось зрительское обсуждение. Как и следовало предполагать, публика осталась в восторге, но мнения о лучшем спектакле разделились – каждому театралу по душе что-то свое. К слову, режиссер отрывка, признанного лучшим, в следующем году станет постановщиком полноценного спектакля на погодинской сцене, заручившись содействием Союза театральных деятелей РФ. К выбору победителя члены художественного совета обещают подойти основательно, прислушавшись к мнению зала и взвесив все «за» и «против».

Татьяна ДЕЛЛЬ
Газета «Проспект СК»