Марина Черняк
Главная /  Информация /  Публикации /  Марина Черняк
Марина Черняк

Марина Черняк: «Актёрской судьбой довольна»
Судьба каждого из нас ведёт своей дорогой. Иногда они пересекаются, образовывая союзы: семейные, дружеские, творческие. На пути нередко встречаются резкие повороты, в которые для своего же благоденствия желательно удачно вписаться. А за поворотом ждёт интересная, полная ярких красок жизнь, а мечта, которой не придавал особого значения, всё-таки сбывается. Повседневностью становятся сцена, софиты, зрительские аплодисменты. О том, как стала актрисой, рассказала артистка областного русского драматического театра им. Н. Погодина Марина ЧЕРНЯК. О родителях, ролях и случайном стечении обстоятельств.
Марина Черняк родилась в семье строителей, приехавших в Казахстан поднимать целину из Украины, в совхозе Титово, что в Тургайской области (ныне Костанайская). Здесь же пошла в школу, где отучилась шесть лет. Затем переехала к сестре в посёлок Тособа в Акмолинской области. Окончила девять классов в неполной школе. После поступила в районный профессионально-технический лицей №7 на повара… И так бы жизнь протекала однообразно, как у большинства людей, если бы через два года в учебное заведение не приехали представители Кокшетауского музыкального колледжа им. Биржан сала со смотром самодеятельности. Юная Марина решила попробовать свои силы. На тот момент ей не было и восемнадцати лет. Исполнила песню по стихотворению Сергея Есенина «Отговорила роща золотая». Членам комиссии её исполнение понравилось настолько, что будущую актрису пригласили учиться в Кокшетау. Сомнения, конечно, были, да и хотелось всё-таки закончить лицей, получить диплом… Однако настояла мама: такого шанса, возможно, больше не представится, тем более колледж сам пригласил, значит, разглядел талант, способности, о чём ещё думать!
Бросив учёбу в лицее, Марина Черняк поехала в Кокшетау поступать в тот самый музыкальный колледж. Присутствовал страх перед большим, как казалось провинциальной девочке, городом, но она его преодолела. Вступительные экзамены были успешно сданы, а Марина зачислена в число студентов. Однако и это заведение окончить ей было не суждено. Через полтора года из-за определённых трудностей пришлось взять академический отпуск. Чуть позже она всё-таки возобновила обучение: перевелась в колледж искусств им. Акана серi, только уже на актёрское отделение. Однако и оно не было окончено по стечению обстоятельств. Значило ли это, что актрисой ей стать не суждено? Нет. Просто у судьбы был свой сценарий, состоялась его читка, прошли репетиции, и Марина Черняк всё-таки вышла на сцену Погодинского театра в качестве актрисы. Первого сентября исполнилось четырнадцать лет, как она работает здесь, а за неделю до этого героиня нашей публикации отметила свой 35-й день рождения. Определённый этап жизни остался позади, им актриса делится с нашими читателями.
Истоки творчества

- Марина, как ваши родители относятся к театру? Способствовали ли они вашему выбору?
Каждый родитель хочет для своего ребёнка лучшей жизни. Как они способствовали? Они просто меня к этому подталкивали. Я сама была готова, просто нуждалась в поддержке, я эту поддержку от них, естественно, получала. Они никогда не заставляли меня, они меня направляли. Если я делала свой выбор, они в любом случае меня поддерживали. Говорили: «Ты уже большая девочка, выбор за тобой. Если что-то не получится, это будет для тебя уроком, ты сделаешь выводы и пойдёшь дальше».
- А были ли в вашем роду актёры или кто-то, связанный с театром?

- Насколько я знаю, не было. Возможно, такие таланты открылись бы, но в послевоенные годы, сам понимаешь, голодовка и другие моменты, было не до этого. Вообще нас в семье четверо. У меня, царствие ему небесное, был старший брат Николай, он умер в 2011 году. Родился, жил на Украине. Там женился, у него родился сынишка, но так сложилась жизнь, что он разошёлся с супругой и приехал в Казахстан. Когда умер брат, я занялась поисками Жени, своего племянника, и… нашла. Он, как оказалось, тоже артист, живёт в Харькове, работает в цирке акробатом, по договорам ездит в разные страны. Думаю, что всё-таки это у нас от мамы. Папа отношения к творчеству, к театру не имеет, хотя – парадокс – он знает всех артистов, писателей, поэтов, их био- и библиографию, мы с ним об этом много разговариваем. А мама – человек достаточно творческий, очень добрый, понимающий, душа любой компании.
Родителям уже по 77 лет, но для меня они всегда молодые. Мама ходит за грибами, следит за огородом, занимается хозяйством (у неё погреб полон закруток). Родители живут в совхозе «Красивое» в Акмолинской области. До дома я добираюсь с пересадкой в Кокшетау, дорога занимает одиннадцать часов. Ежегодно, когда начинается отпуск, я еду к ним. Маленькой любила с мамой спать, я и сейчас к ней жмусь, вместе лежим, говорим обо всём. Самое главное счастье в моей жизни – это родители, когда есть куда приехать, есть кого обнять.
- Вы занимались в детстве в творческих студиях? Любительском театре? Пели? Танцевали?

- Да, но как тебе сказать – студии. Это деревня, конечно, была какая-то самодеятельность, мы готовили программы на Осенний бал, на Новый год. Баба Яга вообще была моей любимой ролью, это, в принципе, мой любимый персонаж. У меня было много грамот. Да, я была активным участником. Во всём виновата моя мама, всё, что имею, - от неё, в хорошем смысле (Смеётся), потому что она тоже всегда участвовала в самодеятельности, пела, играла в сценках, в деревнях это так проходит. Вместе с мамой мы выступали на сцене Тособинского клуба, ставили сценку «Памятник», пели песни «Эхо» и «О, милий мiй». Мне это нравилось, но осознанное желание пойти по этой стезе ко мне пришло в девятом классе.
Становление актрисы
- А помните ли вы, когда впервые встретились с театром? Как это было?
- Это было в Кокшетау. Я училась в колледже им. Акана сері. Занятия по мастерству актёров, сценической речи проходили именно в театре. Было очень интересно, в новинку, забегала за кулисы, понимала, что да, я на своём месте. Это было знакомством с театром. Там я увидела спектакль «Кошки на раскалённой крыше». Насколько я помню, это был мюзикл. Я поняла, как это кайфово. Думала, сейчас бы я забежала на сцену, сыграла, станцевала. А основное знакомство было уже здесь.
- К слову, как попали в погодинский театр?
- Так случилось, что я оставила учёбу в колледже. Для меня это было, болезненно, так как мне нравилось то, чем я занималась. Театр в Кокшетау я обходила дворами, грустно было идти рядом и осознавать, что мечта так и не сбылась.
Случайное знакомство с парнями из Петропавловска и привело меня в этот город. Разговор наш был о кино, о театре, о моём желании работать в нем… Один парнишка Павел сказал: «А я у нас в Петропавловске постоянно вижу бегущую строку, что требуются молодые актёры». Решили, что, когда увидит её ещё раз, запишет номер телефона и позвонит мне. Так и случилось, увидел и позвонил. Мы стали с ребятами хорошими друзьями, я очень благодарна судьбе за эту встречу.
Вот я приехала в Петропавловск. Помню, у нас состоялся первый разговор с Виктором Григорьевичем Шалаевым. Мне дали его номер телефона, я ему позвонила. Он спрашивает: «Сколько ты весишь?». Я отвечаю: «60, наверное». Он спрашивает: «Какого ты роста?». Я отвечаю: «Ну, полтора метра». Он говорит: «Это что, маленькая и толстая что ли?». Посмеялись.
Меня смотрели Виктор Григорьевич Шалаев, Людмила Николаевна Лошакова, тогда она была директором театра, и Владимир Ефремович Шустов. Я читала письмо Татьяны из «Онегина» Александра Пушкина, читала монолог Андромахи из древнегреческой мифологии, показывала небольшие этюды. Они посовещались и прозвучало: «Всё, мы тебя берём во вспомогательный состав. Когда ты сможешь приехать?». Сказала, что приеду первого сентября. Так, я приехала сюда в конце августа, а 1 сентября 2004 года устроилась на работу и по сей день работаю в этом театре. Мой стаж актёрской деятельности на сегодня составляет 14 лет.
Я ничуть не пожалела, поняла, что нахожусь на своём месте, занимаюсь любимым делом, меня окружают мои товарищи, которые поддержат в любую минуту. Рада, что оказалась здесь именно при Людмиле Николаевне Лошаковой, потому что она очень театральный человек, мы её называли мамой, а это говорит о многом, значит, человек для тебя дорог.
- Марина, а кто больше всего повлиял на ваше актёрское становление?
- Во время работы в русском драматическом театре им. Н. Погодина огромнейшую роль в моей жизни сыграли Виктор Григорьевич Шалаев и Владимир Ефремович Шустов. Виктора Григорьевича и его супругу, актрису нашего театра Людмилу Владимировну я называю вторыми родителями. Они часть моей жизни и никогда не уйдут из неё. Они много сделали для меня как для актрисы, как для человека, для понимания жизни и театра. Виктор Григорьевич ставил спектакли, а Владимир Ефремович – в основном сказки. Моя первая роль как раз была в сказке «Антошка и гармошка», играла Лису. Говорят, что получилось неплохо с первого раза. Понимаешь, самое главное для актёра – не то, чтобы он хорошо сыграл (я вообще не понимаю этой фразы), а чтобы добросовестно сделал свою работу и получил от неё удовольствие. Самое главное – вера режиссёра. Эти люди помогли мне во многом.
Нюансы профессии

- Расскажите о своей первой серьёзной роли. Как вы с ней справились? Чему она вас научила?
- Возможно, это был спектакль «Лев зимой» по исторической пьесе американского писателя Джеймса Голдмена. Я там играла французскую принцессу Элис, Виктор Григорьевич – Генриха II. По сценарию он был моим любовником, но должен был отдать замуж за своего сына. В определённый момент я поняла, что влюбляюсь в Виктора Григорьевича. Я не понимала, что с этим делать. Я просто начала бояться этого чувства, я понимала, что это ненормально. Но… это было нормально. Я была молоденькой и не понимала, что вот оно: почувствовала, пропустила через себя. Когда пришла, я была без образования, не знала, как и что делать, и… начала жить этим чувством. Почти никто не знал. Я поделилась этим только с теми, с кем близко общалась, и они мне сказали: «Это нормально, Марина. Вот видишь, значит, у тебя получилось!».

Хотя… в 2005 году ко Дню Победы Виктор Григорьевич ставил спектакль «Рядовые Победы», в котором у меня был монолог медсестры. Наверное, это и была моя первая после сказки довольно серьёзная роль. Маленький монолог, но он в моей жизни тоже сыграл немаловажную роль. А что я вынесла для себя? Более глубокое понимание военного времени.
В общем, насколько помню, за 14 лет служения в погодинском театре, если не брать интермедии, я сыграла более 40 ролей.
- Кстати, что насчёт профессионального образования? Вы доучились?
- Да, я получила образование уже здесь, в колледже искусств. Поступила в 2009 году. Училась на актрису три года. Мне повезло с преподавателями, хочу отметить Нину Фёдоровну Кочергину (преподавала историю театра русского, зарубежного, казахского) и Людмилу Михайловну Зелепухину (преподавала русскую и зарубежную литературу), они мастера своего дела.
Сейчас учусь в Северо-Казахстанском государственном университете им. М. Козыбаева по специальности «Культурно-досуговая работа». Осталось ещё две сессии, и у меня будет высшее образование.
- Заключительный вопрос: довольны ли вы, скажем так, своей актёрской судьбой?
- Актёрской судьбой довольна, а своими работами – не всегда, потому что очень самокритично отношусь к себе. Мне нравится то, что я делаю, а как я это делаю, оценивать, конечно же, не мне, а зрителям. Если зайти с другой стороны: к кому, к чему меня привела актёрская судьба, – я благодарна Богу, что встретила тех людей, которые у меня сейчас есть. У меня прекрасный муж, его зовут Евгений, мы женаты пять лет, вместе – уже семь. У меня прекрасные друзья в театре, мы стараемся друг друга поддерживать, друг другу помогать, мы – семья. Я очень довольна, что моя актёрская судьба сложилась именно так, именно в этом театре. За меня радуются родители, гордятся мной. Это очень здорово.

Беседовал Ерлан ОРАЗОВ
газета «Добрый вечер»