В апреле текущего года на целых десять дней небольшой, с населением чуть более 80 тыс. жителей, российский городок Кинешма превратился в настоящий центр русской классической драматургии. Здесь, на берегах Волги, состоялся III международный театральный фестиваль «Горячее сердце». На кинешемской сцене ведущие академические театры России показали спектакли по произведениям Островского, Толстого, Гоголя, Достоевского и многих других знаменитых авторов.
Приглашение принять участие в "Горячем сердце" в качестве гостьи получила и актриса Северо-Казахстанского областного русского драматического театра им. Н. Погодина Александра БАТАЛОВА. Мы с удовольствием поговорили с ней не только о прошедшем фестивале, но и о театральном искусстве в целом.
Но прежде чем перейти к нашей беседе, стоит отметить, что Александра служит драмтеатру им. Н. Погодина 11 лет. За ее плечами немало разнообразных ролей, самая "свежая" из них - Поллианна в одноименной постановке (режиссер - Елена Покрас) по произведению американской писательницы Элинор Портер. Сама же актриса с большим желанием готова сыграть любую женскую роль из драматургии Григория Горина - одного из ее любимых авторов.
Как здорово, что все мы здесь...
- Александра, расскажи свою историю приглашения на "Горячее сердце"?
- На самом деле все просто: меня пригласили на него мои друзья-одногруппники по Екатеринбургскому государственному театральному институту - Элина Манапова и Алексей Дрягин, которые сейчас служат в Кинешемском драматическом театре им. А. Н. Островского. У нас была очень дружная группа, но мы уже год не виделись и успели, конечно, соскучиться друг по другу. Поэтому я очень обрадовалась приглашению - отличный повод снова встретиться. Ну и само собой побывать на международном фестивале всегда ценно, тем более каждый день дарил новый спектакль.
- Что дают такие фестивали?
- Это великолепная возможность взять что-нибудь новенькое для себя. Я увидела каких высот, уровней может достигать театральное искусство, насколько разными бывают классические постановки.
Все дороги ведут в театр
- Как тебя встретил сам город?
- Так получилось, что мой автобус до вокзала не доехал. Я осталась одна в незнакомом месте, еще и SIM-карты российской нет. Но люди в Кинешме очень добрые, они дали мне мобильный, чтобы я могла позвонить друзьям. Связалась с Элей, говорю, мол, я нахожусь у такого-то завода, забери меня. Она сразу же приехала. Нет, страшно не было, ведь городок-то небольшой, но понервничать пришлось. Театр в Кинешме расположен на Волге: набережная, фонари - все это очень красиво смотрится. В самом городе много старинных зданий, церквей, а самое высокое - пятиэтажка (улыбается). Выходишь на улицу и будто попадаешь на страницы пьес Александра Островского - такая интересная историческая атмосфера вокруг. Честно говоря, добраться до Кинешмы - задача не из простых.
- Позади остались настоящие дорожные приключения?
- Можно сказать и так. Нужно было доехать до одного города, потом - другого, переночевать в Москве и уже из белокаменной - в Кинешму. Путь домой был такой же, только все повторилось в обратном направлении. Впечатлений было много. И не знаешь, какое сильней: от фестиваля или дороги (улыбается).
- Думается, что все же от фестиваля. А сколько спектаклей ты посмотрела на нем?
- Всего я была на восьми спектаклях в Кинешме. А еще мне удалось побывать в Костроме и посмотреть сказку для детей "Аладдин" и сильную военную драму "Вдовий пароход", которая меня очень тронула. Этот город, конечно, побольше Кинешмы. Когда я ходила по Костроме, обратила внимание, как много там музеев, исторических зданий, ну и Волга - такая же красивая. Великолепный город для отдыха.
- Какой пьесой открывалось "Горячее сердце?"
- Первый спектакль - "Доходное место" Островского, на сцене выступали хозяева - актеры Кинешемского театра. Кстати, режиссер этой постановки - Владимир Бровкин из Москвы. Интересно было наблюдать за игрой своих одногруппников. Работа получилась сильной. Мне еще понравилось, что перед каждым спектаклем играла "живая" музыка - оркестр, а актеры ходили по фойе в образах персонажей из пьес Островского.
- Если же вернуться к самой постановке...
- Конечно, это классика, но акценты расставлялись с комедийным уклоном. Но это совсем не значит, что и серьезные места, где стоит глубоко задуматься, тоже вызывали улыбку. Нет, они так и оставались серьезными. Дух эпохи подчеркивался и костюмами, и сценографией.
- Насколько мне известно, в основу фестиваля закладывалась русская классическая драматургия?
- Верно. Но это больше для участников фестиваля, гостям же можно было взять что-то из современных пьес. Например, интересно и весело показали артисты из города Грозного спектакль "Дорогая сноха" по пьесе Умара Ахмадова (режиссер - Султан Темишев). Простой и точный юмор с ярким национальным чеченским колоритом от души рассмешил нас.
- Чем же все-таки берет классика?
- Она всегда актуальна для всех нас, особенно - молодежи, которая, к сожалению, сейчас мало читает. А здесь тонко передавался сам стиль тех времен, манеры, речь. Думаю, современные дети даже не все слова, хотя это русский язык, поняли бы. Посещение классических постановок стимулирует их к поиску новой для себя информации, приобщает к культуре. Ребята учатся понимать, что существуют проблемы из разряда "вечных" и они актуальны во все времена, что люди все те же, и их пороки не изменяются со сменой эпох.
- А лично тебя, что "зацепило" больше всего?
- Очень запомнилась постановка Пермского театра юного зрителя "Отрочество" (режиссер - Владимир Гурфинкель) по мотивам трилогии Льва Толстого. Здесь во главе угла - тема взросления, становления личности, столкновение детских мечтаний с суровой реальностью нашей жизни. Интересное решение нашли по костюмам: они не были в атмосфере того времени, но классический антураж создали тем, что на черной одежде мелом нарисовали воротники, пуговицы, а на белой, соответственно, чем-то черным нанесли их. Смотрелось все это очень здорово. В пьесу, кстати, добавили "налет" современности, если у главного героя Николеньки в оригинале был блокнот, где он делал свои заметки, то здесь - ноутбук. Его записи, в которых он отражал свои переживания, мысли, чувства зрители видели на двух экранах. Думаю, нет особого смысла пересказывать сюжет, скажу лишь, что нам, взрослым, нужно внимательней относится к своим детям. Порой мы их просто не понимаем. А ведь от воспитания зависит найдет ли ребенок в обществе свое место под солнцем. Этот спектакль к просмотру просто обязателен! И это не только мое мнение, остальные зрители тоже так считают. Об "Отрочестве" я всем своим друзьям и знакомым уже все уши прожужжала! (смеется)
- Понятное дело, что всех тем, поднятых в пьесах, не пересказать...
- Тем, действительно, много. О семейных ценностях в "Бедных людях" по произведению Федора Достоевского говорили актеры Нижегородского театра русской классики "Остров". О том, что милосердие сильнее лжи и коварства заявлялось в постановке Орловского государственного академического театра имени И.С. Тургенева "Русское тайнобрачие" (автор - Николай Лесков) и др. Можно сказать, что каждый спектакль нес что-то свое и ничего не проходило мимо чувств зрителей.
- Мысленно не приходилось примерять на себя роли?
- Да, было такое. Смотришь на сцену - яркая, характерная роль, но жалко, что мужская! (смеется). Из "Вдовьего парохода" понравились образы. Хотелось бы, чтобы когда-нибудь этот спектакль поставили и в нашем погодинском театре.
- А где и кого ты бы определенно хотела сыграть?
- Вареньку из "Бедных людей". Она - простая, чистая, в чем-то даже наивная девушка со сложной судьбой. В ее жизни достаточно и горести, и радости - все это она переживает внутри себя.
- Кстати, не задумывалась, почему фестиваль называется "Горячее сердце"?
- Спрашивала об этом друзей, они отшучивались, что это же одна из пьес Островского так называется. Но думаю, что здесь надо смотреть глубже - театры показывали спектакли, в которых на первом месте - психологизм. Все шло от сердца.
И напоследок...
- Видел на твоей страничке в соцсетях фото, сделанное на фестивале, в старинном платье. Это всем зрителям предлагали воплотиться в образ?
- Конечно, нет!. Просто, как я уже говорила, ребята перед спектаклем ходили по фойе в костюмах. Вот они и предложили мне составить им компанию. Я согласилась, а то и вправду было не удобно: они работают, я - отдыхаю. Актерская солидарность, наверное, сыграла (улыбается).
- По Кинешме получилось прогуляться?
- По самому городу, да. Но очень хотелось побывать в заволжской усадьбе Щелыково, в двадцати с лишним километрах от Кинешмы, где Островский подолгу оставался жить. К сожалению, на эту поезду то времени не хватало, то погода не выдалась - очень холодно было. Город понравился не только своей историей, архитектурой, но и отзывчивыми жителями, которые всегда готовы помочь тебе.
- "Горячее сердце" поделилось и с тобой своей искрой?
- Безусловно. Мы каждый показанный спектакль горячо обсуждали. Столько впечатлений! Фестиваль позволил взять и что-то новое для себя в плане мастерства. Речь актеров, их взгляды - всего просто не передать. Запомнилось ярко и то, что во многих спектаклях был виден настоящий ансамбль актеров, когда все действовали сообща, как единое целое, никто на себя одеяло не тянул. Работала команда. Поэтому постановки воспринимались легко и заставляли глубоко переживать, проживать жизнь вместе с актерами на сцене.
Блиц-опрос:
- Если в разведку, то...
- С друзьями!
- Если цвет, то...
- Красный.
- Если книга, то...
- Сборник стихотворений Александра Пушкина.
- Если качество, то...
- Честность.
- Если счастье, то...
- Женское - любовь, семья, благополучие близких.
Павел РОЩУПКИН,
заведующий литературной частью
Северо-Казахстанского областного
русского драматического театра им. Н. Погодина,
член Союза театральных деятель Казахстана