ДОМ, ПИРОЖКИ, ДВЕ ТЕТКИ
«Тетки в законе» - под таким названием под занавес уходящего 131-го театрального сезона в областном русском драматическом театре им. Н. Погодина состоялась премьера комедии-фарса в постановке Тимура Каримжанова по пьесе московского драматурга Александра Коровкина.
Итоги и награждение
Закрытие театрального сезона погодинцы объединили со вторым премьерным показом «Теток в законе», где главные роли теток-сестер исполнили народная артистка Казахстана Людмила Ванюкова и заслуженная артистка Казахстана Надежда Косыгина.
Приветствуя гостей, художественный руководитель Елена Покрас, кратко подвела итоги 131-го театрального сезона. Как было отмечено, в уходящем сезоне коллектив театра выпустил 3 новых спектакля: «Взятка по-неаполитански» (автор - А. Казола, режиссер - Е. Покрас), «Жених поневоле» (автор - А. Галин, режиссер - заслуженный артист КазССР В. Шалаев), "Тетки в законе" (автор - А. Коровкин, режиссер - Т. Каримжанов). А юные зрители с восторгом приняли премьеры - сказку «Щелкунчик» и «Разноцветную историю» - веселый игровой спектакль по Правилам дорожного движения. Кроме того, впервые, 27 марта, в Международный день театра, погодинцы провели акцию «Ночь в театре». Театр активно осуществляет и гастрольную деятельность в сельских районах области.
Продолжили встречу поздравления, прозвучавшие от руководителя областного управления культуры, архивов и документации Ермека Рахимова, а также директора театра Спартака Рамазанова. В торжественной атмосфере прошла церемония награждения. Почетную грамоту акима области вручили Виктору Исакову - главному инженеру по эксплуатации здания, а затем - благодарственные письма от театра - людям, неравнодушным к театральному искусству. В их числе - журналист областной общественно-политической газеты «Солтүстiк Қазақстан» Алма Жусупова, член Союза журналистов и настоящий театрал Рашит Исмаилов, руководитель театрального коллектива Первого городского общеобразовательного лицея Александр Ахрименко, юная актриса Риана Исмаилова.
После торжественной части началась премьера.
Добро пожаловать к тетушкам!
В первую очередь «Тетки в законе» - очень легкий и веселый спектакль, он позволяет отдохнуть от повседневных забот и проблем. Можно назвать его классической комедией положений в современной обертке. Московский драматург А. Коровкин обозначил в ней большое количество современных деталей, а режиссер Т. Каримжанов усилил их добавлением в сюжет целой галереи узнаваемых персонажей из знаменитых ужастиков: «Кошмара на улице Вязов», «Звонка», «Крика» и других. Да и избранный жанр - комедия-фарс предполагает наличие фантазий на тему.
Сам же сюжет отправляет нас в атмосферу провинциального городка, где в старинном особняке, считай, родовом гнезде, живут две сестры весьма деликатного возраста Грета (арт. Людмила Ванюкова) и Роза (Надежда Косыгина). И однажды их привычная жизнь, в которой всех и забот-то - просмотр сериалов, криминальных новостей да домашняя выпечка, вдруг изменяется в одночасье. А виной тому станет их отчий дом, один слишком прыткий проходимец - чиновник Бабакин из департамента мэрии (Виталий Алфимов) и не вовремя подвернувшийся под руку пирожок, приправленный мышьяком. Ко всему этому добавляются внезапно появляющиеся племянники - Роберт (Евгений Патешкин) и Эрик (Роман Лахтин), из которых один краше другого, майор полиции Кувыкин (Юрий Долгий), спутница Роберта - Инга (Ирина Пашкина), соседка Софья Николаевна с внуками… и все это на фоне преступления. Череда неординарных событий, как снежный ком, накатывается на бойких теток. Того и гляди, они сами могут стать героинями выпуска криминальных новостей. Не зря у автора этих строк заголовок статьи родился по ассоциации с криминальной комедией Гая Ричи "Карты, деньги, два ствола". Впрочем, поговорим о героях спектакля.
Большое внимание привлекает замечательный звездный дуэт Людмилы Ванюковой и Надежды Косыгиной - отношения сестер Греты и Розы переданы очень живо. Каждая из актрис наполняет образ собственным неповторимым шармом, подчеркивающим мировоззрение героинь. Грета смотрит на мир сквозь призму рациональности и скептицизма, а Роза - с некой долей легкости и романтизма. Примеров этому много. Приведем этот: предложением Бабакина об обмене их дома в центре на «однушку» на окраине Роза воодушевлена, а Грета, наоборот, настороже, характер такой и, вероятно, увлечение просмотром криминальных новостей дает о себе знать. «Что-то не чисто», - с недоверием говорит Грета об этом обмене. Роза же накрывает для гостя стол. Впрочем, после доводов сестры и она приходит к мысли, что бесплатный сыр - только в мышеловке.
Не менее запоминающиеся персонажи получились и у других артистов. Роберт - обанкротившийся московский продюсер, ищущий любые средства для возврата долгов и примеряющий на себя роль любовника-обольстителя, в исполнении Евгения Патешкина, если хотите, выстроен с математической точностью. В равных долях Евгений успевает быть коммуникабельным и обаятельным (когда рядом люди), и удивительно сдержанным (наедине с собой или при разговоре с кредиторами). Ярко выраженная характерность Ирины Пашкиной даже несколько нивелирует образ гламурной дочери миллиардера, наполняя его новыми красками. Участкового Кувыкина, которого играет Юрий Долгий, просто невозможно не запомнить: в нелепом, даже карикатурном образе актер сумел разглядеть жизненные нотки. Чего стоит, к примеру, монолог Кувыкина о беге в одном ботинке, по сути, в опустевшую квартиру. Согласитесь, ботинок и разрушенная семья - находятся в разных ценностно-весовых категориях, что добавляет комизма.
А сценический образ Романа Лахтина очень многогранен. Это, собственно, сам Эрик, и… Марианна (бывшая жена Роберта), которую волей обстоятельств вынужден изображать осужденный, сбежавший из тюрьмы. Подвижность, энергичность, харизма, тонкое понимание отыгрываемого персонажа, филигранная проходка в женских туфлях на высоком каблуке - все это каждый зритель отметил для себя в работе Романа.
Отдельного слова заслуживает чиновник Бабакин Виталия Алфимова. Этот персонаж в общем-то и становится виновником, но нет не торжества, а калейдоскопа событий, закрутившихся после того, как он съел злосчастный пирожок, предназначавшийся для мышей. Не ставь другому мышеловок - сам в них попадешь или пирожок отведаешь… ядовитый. Виталию хорошо удалось показать «чиновничий налет» - самоуверенность, связи, занятость вечно важными делами.
Остается добавить, что, каждый персонаж несет на себе шлейф жанра - комедии-фарса, что усиливает и комичность характеров.
Кстати, если говорить о пьесе Александра Коровкина, то по своей структуре она чем-то напоминает скетч-шоу - прошла одна забавная сценка, диалог, на очереди - следующая. Это добавляет в спектакль некой «киношности», которая отлично знакома современному зрителю.
Надо заметить, что Тимур Каримжанов, введя в действие уже упомянутых представителей фильмов ужасов, привнес в комедию особый режиссерский колорит. Персонажи жанра "horror", которых исполнили яркие молодые артисты (Константин Демидов, Екатерина Литвинова, Оксана Дергачева, Жуман Муканов, Сауле Жамина и Валентина Гронская), здорово подчеркнули не только атмосферу старинного особняка, но и образ Бабакина.
Сам же отчий дом теток - со старинной обстановкой, черно-белыми семейными фотографиями и другими вещами, говорящими о возрасте жилища, - совместное воплощение идей режиссера и художника-постановщика Николая Корякина. А очень яркие, интересные костюмы персонажей - это уже работа художника по костюмам Светланы Таныгиной.
В заключение хочется отметить, что "Тетки в законе", несмотря на всю свою легкость, заставляют задуматься о семейных ценностях, приглядеться к собственным близким - людям другого поколения и понять, что у любого из нас - своя правда и свое восприятие окружающей действительности. У каждого - душа - не только - потемки, но и чужой монастырь, в который, как известно, со своим уставом не лезут.
***
Погодинцы завершили 131-й сезон, а впереди - новые свершения, премьеры. Следующий сезон, к слову, планируется открыть премьерным показом спектакля "Поминальная молитва" по пьесе Григория Горина.
Павел РОЩУПКИН,
заведующий литературной частью
областного русского драматического театра
им. Н. Погодина
ФОТО - Анны ВОЛКОДАВ