На пути к спасению

Решив оградить любимую жену от неминуемого стресса, сеньор Бальбоа выгнал из дома внука, проявившего дурные наклонности; потом на протяжении двадцати лет, опять же ради благополучия супруги, слал ей письма якобы от внука, образумившегося в изгнании, и, наконец, организовал приезд в дом пары благотворителей, согласившихся сыграть роли скучающего по родному гнезду внука и его жены.

Тут объявляется настоящий внук, настроенный по сути на ограбление дорогих стариков, и бабушка категорично указывает ему на дверь: вон!
Русский драматический театр имени Н. Погодина показал новую работу – спектакль по пьесе испанского драматурга Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя» в постановке художественного руководителя театра.


Написанная в середине прошлого века, эта пьеса утверждает принципы, очень важные для нынешнего общества, преследуемого активным наступлением сил зла. Принципы естественны, как сама жизнь, - сердечность отношений, взаимная поддержка, участие, способность быть нужным для тех, кто рядом, кто окружает нас…
Эта история, представленная в жанре мелодрамы, начинается в сугубо деловой обстановке благотворительного агентства. Интригующим такое начало не назовешь. Суета в очерченном шкафами пространстве, не выстраиваясь в законченную картину, быстро начинает утомлять. Великолепен фокусник Алексея Никулина, под стать ему персонажи Евгения Патешкина, Рината Исмаилова, Виталия Алфимова, изображающие исполнителей «акций» агентства, но они, как и другие сотрудники этого заведения, действуют разрозненно, будто спешат мелькнуть в этом совсем не их повествовании.


Живое дыхание спектакль обретает с первой сцены в доме супругов Бальбоа. «Вы на пути к спасению», - пообещал директор агентства Изабелле и сеньору Бальбоа. И он не обманул. Для старика (в роли сеньора Бальбоа артист Анатолий Кириллов) спасением становится возвращаемая Эухении умиротворенность, для самой бабушки (замечательная работа народной артистки республики Людмилы Ванюковой) – вера в торжество добрых чувств. Изабелла-Марта (артистка Ирина Астанина) тоже вступила на этот путь. Похоже, у нее и в реальности складывается прочная опора, избавившая от мыслей о самоубийстве, - доверительные отношения с сеньорой Эухенией и сердечные отношения с инициатором этого проекта, директором агентства (артист Константин Демидов).


Впрочем, на этом сложном пути бабушке предстоит еще не одно испытание. Является ее настоящий внук, в изображении артиста Владимира Швальбе, продиктованном драматургом, - отъявленный негодяй, потребовавший непомерную плату за сам факт его принадлежности к семье Бальбоа, и бабушка велит ему уйти навсегда. Близкими людьми для нее стали Марта и ее спутник. Она не желает покориться злой воле человека, который для нее перестал быть близким. эта женщина и в горе остается непреклонной, уподобляя себя дереву, которое и умирает стоя.


Остается только догадываться, каких душевных сил ей стоило это кардинальное решение, каким отголоском напомнит о себе ее с мужем участие в судьбе внука, а, может быть, и ответственность за нее.

Николай Дроздецкий