Театр. Время войны

Театр. Время войны.
Линия фронта: культура
Когда шинели надела страна.


Была война, и тыловой город Петропавловск всеми силами помогал фронту – новобранцами, изготовленным на действовавших здесь заводах оружием, продовольствием, сбором средств в фонд обороны, посылками, адресованными бойцам Красной Армии, своим искусством, поддерживавшим дух земляков. Петропавловский театр, тот, что зовется сейчас Северо-Казахстанским русским театром драмы им. Н. Погодина, в годы Великой Отечественной войны сыграл сотни спектаклей для горожан и жителей сел, артисты театра дали свыше двух с половиной тысяч концертов в госпиталях, на призывных пунктах, на предприятиях.
В репертуаре военных сезонов Петропавловского театра соседствовали «Овод» Э. Войнич, «Разлом» Б. Лавренева, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Парень из нашего города» К. Симонова, «В степях Украины» А. Корнейчука, «Машенька» А. Афиногенова, «Стакан воды» О. Скриба, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Нашествие» Л. Леонова… За эти годы состоялось более тридцати премьер – по 7-8 за сезон! Такое напряжение сил и в более мирное время не всем по силам, а здесь – бесконечная полоса потерь, ограничений, лишений. Сократилось финансирование постановок. Поредела мужская половина коллектива, отправившая на фронт своих защитников. В числе тех, с кем тогда, как оказалось, простились навсегда, в летописи театра значатся Болотов, Горлин, Огнев, Лапшин, Дроботов, Великих, Чернов, Яковенко. Плискин, Гондлер.


Труппу пополняли эвакуированные из западных областей страны деятели культуры. В их числе были А. Краснопольский, Л. Покрас, Э. Мильтон, К. Чосс, и тогда, и впоследствии много сделавшие для театра. Зал, как правило, был полон зрителей. Наступило и время первых побед, в честь которых спектакль иногда прерывался и вышедший на сцену директор Л. Покрас объявлял, что наши войска освободили город… Зал взрывался овацией, успокоив которую, театр продолжал спектакль. Ради всего этого стоило работать, преодолевая любые трудности.


Премьеры того времени. Летом 1942 года в нескольких номерах газеты «Правда» была опубликована пьеса К. Симонова «Русские люди». В Петропавловске из газетных вырезок был сделан рабочий экземпляр пьесы, по которому режиссер А. Ковалевский начал ставить спектакль. Его премьера состоялась 6 ноября того же года, в канун большого советского праздника – годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Спектакль имел огромный успех. Эта драматическая повесть о народном подвиге, о людях, сохранивших волю к победе во время жесточайших испытаний, нашла горячий отклик в сердцах зрителей. В финале один из ее героев, командир автобатальона Иван Сафонов (его проникновенно играл артист А. Багрецов) говорил: «… очень жить я хочу, долго жить. До тех пор жить, пока я последнего из них (фашистского захватчика) мертвым не увижу», и зал сотрясала мощная волна аплодисментов. «Русские люди» крепили веру в победу, призывая каждого сделать все, что он может сделать для достижения ее. Тогда очень нужны были такие слова, такая вера, ведь все еще было впереди – и победа под Сталинградом, и Курская битва, и снятие блокады Ленинграда…


Слово поэта и драматурга, патриота Константина Симонова тогда часто звучало со сцены нашего театра. В сезоне 1940-41 гг петропавловцы играли его пьесу «Парень из нашего города», только-только увидевшую свет рампы. В 1942-м – премьера «Русских людей». А в следующем году здесь уже играли лирическую драму «Жди меня». Удивительной, если не уникальной, можно назвать ее историю. Сначала были стихи с тем же названием. Константин Симонов, обращаясь в них к своей возлюбленной – актрисе Валентине Серовой, не собирался предавать огласке это, как он считал, личное послание. Но стихи все же были опубликованы в «Правде» в январе 1942 года и разошлись по всей стране, став поистине всесолдатским заклинанием:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди…


Драматическое развитие эта тема получила в художественном фильме «Жди меня», где главную роль исполнила Валентина Серова, и в пьесе, написанной К. Симоновым для театра. В сезоне 1943-44 гг лирическая драма «Жди меня» уже шла в Петропавловске.
Одним из первых среди областных театров Казахстана Петропавловский театр взялся за постановку пьесы М. Ауэзова и А. Абишева «Гвардия чести», написанной в 1942 году. В основе ее сюжета – героическая оборона Москвы воинами 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала И. Панфилова (впоследствии – панфиловской). Авторы вывели на сцену генерала Панфилова, Буыржана Момыш-улы (под именем Намыс-улы), Тулегена Тохтарова. В спектакле нашего театра, поставленном в сезоне 1943-44 гг, генерала играл А. Ковалевский. Сильный образ бесстрашного пулеметчика Тулегена Тохтарова создал Павел Рогальский. Сцены с его участием часто вызывали в зале аплодисменты. Здесь снова блистал А. Багрецов, исполнитель роли Намыс-улы.


Можно сказать, следом за опубликованием в журнале на подмостки Петропавловского театра вышла пьеса В. Катаева «Синий платочек». О ритмах того времени, одержимости в творчестве красноречиво свидетельствует хронология ее продвижения к зрителям, к сердцам людей. В октябре 1942 года Валентин Катаев опубликовал рассказ «Фотографическая карточка», в начале 43-го вышла созданная на его основе пьеса «Синий платочек», действие которой происходит в октябре-ноябре 42-го года в небольшом волжском городке и на Центральном фронте, а в репертуаре нашего театра на 1943-44 гг уже значится поставленный по ней спектакль.


В те годы на сцене нашего театра действовали персонажи ранее написанной героической комедии А. Гладкова «Давным-давно», славившей победу России в Отечественной войне 1812 года, пьесы А. Афиногенова «Машенька», согретой неповторимым обаянием главной героини, а также популярной комедии из жизни колхозного села «В степях Украины», написанной Александром Корнейчуком незадолго до Великой Отечественной, и другие. Из его репертуара даже в самое сложное для всей страны военное время не ушла классика. В начале 1943 года театр приступил к репетициям комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Режиссер-постановщик А. Туманов, художник Н. Егоров и, конечно же, артисты воссоздали в спектакле старую дворянско-чиновничью войну. И, может быть, впервые навеянные ею ностальгические настроения воспринимались как вариант надежды на возвращение жизни, не искореженной войной.
В последние военные годы в нашем театре также шли «Бесприданница» А. Островского и «Дядя Ваня» А. Чехова, «Ревизор» Н. Гоголя, «последние», «Дети солнца» М. Горького, «Маскарад» Ю. Лермонтова, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.
Коллектив театра известие о войне встретил в 1941 году, когда был на гастролях в городе Павлодаре.
Заведующий литературной частью Л. Лошакова.