В областном русском драматическом театре им. Николая Погодина прошла премьера спектакля "Взятка по-неаполитански" итальянского драматурга Алессандро Казолы, режиссер - Елена Покрас. Необычная по своей форме постановка раскрывает актуальную тему взяточничества и коррупции. Отметим, что осуществлен спектакль при содействии областного департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции.
Замкнутость схемы
Если собрать воедино самые повторяющиеся слова в этой сатирической комедии, то наверняка они будут такими: деньги, взятка, схема. Их (в дань моде) даже можно пустить под хэштегом, как ключевые. Ну а объединяет их общее понятие - коррупция, от нее-то и тянутся все ниточки. Кстати, в постановке они видны воочию.
А взяточничество - оно и в Италии взяточничество! И пристрастие к нему следует пресекать на корню. Иначе процесс этот может получить самое широкое распространение, что, собственно, и происходит в Неаполе. Чиновники (на которых клейма негде ставить) во главе с мэром города, их жены и даже домашняя прислуга с прочим окружением манипулируют взятками, как универсальным инструментом, который способен открыть любые двери. Этот мир нечистых на руку проходимцев и представлен в пьесе. В ней больше десятка персонажей, и все «дают» или «берут» в зависимости от их собственной выгоды и интереса.
Говоря конкретнее, многое здесь замыкается на Клементе Трутто (артист - Виталий Алфимов), являясь начальником одного из департаментов мэрии, он при помощи своего брата, инспектора финансовой полиции Иларио (Ярослав Чумак), осуществляет делишки разной степени "грязности". И, как уже говорилось, не только эти двое занимаются подобным. Здесь рассказывается и о завышении цен на бытовые услуги, на ювелирные изделия, и о необходимости давать мзду за допуск к экзаменам и т.д. Что говорить, если и жена Клементе (Татьяна Фомиченко) по имени Патриция, ради финансовой выгоды обманывает мужа. Коррупция пустила свои корни и в семью. А это, дамы и господа, уже просто неслыханное дело! В конце спектакля мы узнаем, что даже самый честный из персонажей и тот становится коррупционером... Но надо заметить, что по ходу пьесы некоторые из мошенников, выпадая из общей паутины взяток и преступных схем, оказываются за решеткой. То есть рано или поздно каждый из взяточников может отправиться в тюрьму. Другой вопрос - рухнет ли сама коррупционная система от этого, или же будут найдены другие взяточники на смену выпавшим из нее? Каждый из нас решит это по-своему.
Нестандартный подход
Сценография спектакля "Взятка по-неаполитански" весьма и весьма специфична. Декорации минимальны - это 12 крутящихся стульев, плотно выстроенных в один ряд, это красные нити (символ коррупционных связей), с которыми взаимодействуют персонажи. Грим у актеров белый и насыщенный, он делает их похожими друг на друга. Их движения резкие, ломанные, как у марионеток, а на лицах не видно эмоций. Все это - штрихи к общей картине: взяточничество стирает индивидуальность.
"Спектакль - своего рода эксперимент. Артистам было непросто. Это необычная форма воздействия на зрителей, необычная подача материала. Наше художественное решение удивило драматурга Алессандро Казолу. Он предполагал, что будут столы, картины, люстры. Ему понравилось, что такими четкими акцентами расставлена проблематика. Да это Италия, Неаполь, но многие темы перекликаются с нашей жизнью. Проблему взяточничества надо изучать, узнавать, откуда начались его корни, перенимать опыт других стран для борьбы с этим негативным явлением", - сказала режиссер "Взятки по-неаполитански" Елена Покрас.
Своим мнением о спектакле поделился и актер Юрий Долгий, исполнивший роль Эудженио - мэра города.
"Актуальная тема, которая поднята в спектакле, является международной. Слово коррупция сегодня звучит из всех телевизионных программ. Каждый из нас знает, что такое коррупционная составляющая, "откат", рейдерский захват, взятка. В спектакле все, начиная от моего персонажа, то есть мэра города, до горничной выполняют свою маленькую роль в большой системе коррупции: обеспечить бесперебойность финансовых потоков", - отметил Юрий.
Вместо вывода
Можно сказать, что "Взятка по-неаполитански" продолжает традиции "Ревизора" Николая Васильевича Гоголя, только взятки здесь берутся и даются с куда большим размахом, наглостью и цинизмом. Да, в спектакле нет ни одного положительного героя, но разве зло может быть положительным? Оно может только притворятся добром. А что коррупция - зло - в этом сомневаться не приходится.
Павел РОЩУПКИН,
заведующий литературной частью
областного русского драматического
театра им. Н. Погодина
Фото: Анна ВОЛКОДАВ