Проводником достижений театрального искусства и просветительства в регионе вот уже более 130-ти лет является русский театр драмы им. Н.Ф. Погодина.
Самые первые упоминания и отдельные сообщения о театральной культуре г. Петропавловска относятся к 60-м годам 19-го века, однако история петропавловской сцены начинается в зимний сезон 1886-1887гг. На страницах томской газеты «Сибирский вестник» (январь 1887г) читаем: в Петропавловске «водворилась целая коллекция драматических артистов - товарищество под главенством А.Г. Горбунова».
Хотя приезд труппы в наш город не может не польстить нашему самолюбию – значит, де и мы не из последних, если у нас водворяется целая коллекция драматических артистов, но все-таки, я мало надеюсь на успех их и долгое пребывание, несмотря на то, что Петропавловск - город богатый, сравнительно многолюдный, но, тем не менее, он представляет собою почву не вполне благоприятную для артистической деятельности….Наше русское купечество…не признает драматического искусства, даже при любительских театрах, с благотворительными целями, - театр будет всегда пуст, если не всучить билетов купечеству путем нравственного насилия, в форме навязывания, усиленных просьб и т.д. Остается немногочисленный класс чиновников, но он настолько не велик, что вряд ли будет в состоянии поддержать наше драматическое товарищество…
Предсказания Барона Икс, - так подписался под корреспонденциями их автор, - не оправдались. Постепенно, то оживляясь, то затухая, начинает складываться в городе театральное дело. На карте Сибири появляется еще одна точка, интересная для актёров.
Петропавловск, основанный в 1752 г как военная крепость Ново-Ишимской оборонительной линии Русского государства на юге Сибири, в последнюю четверть 19 века становится крупным торгово-экономическим центром Северного Казахстана.
В историко-краеведческом музее есть следующий любопытный документ: «Телеграф в Омск из Петропавловска. Генерал-губернатору Западной Сибири. Сентябрь 19-го 1887г. Завтра предложен спектакль благотворительной целью. Дается «Счастливый день», напечатанный июльской книге «Отечественных записок». Губернатор не разрешил неполучением указания; покорнейше прошу разрешить. Ответ оплачен Щербаков».
Так с сентябрьской премьеры 1887г. по пьесе А. Островского и Н. Соловьева «Счастливый день» началась галерея спектаклей по произведениям великого русского драматурга. На афишах первых сезонов имя А. Островского встречается часто. Это репертуарное пристрастие театр сохранит и во все последующие годы.
Первые сезоны были нелегкими для гастролирующих драматических трупп. Через 10 лет, в 1897г., в записях Вл. Тальзатти «Театральное дело в Сибири» говорится, что в Петропавловске, втором городе от Европейской России по Сибирской железной дороге, расположенном почти посредине (по 250 верст в ту и другую сторону)между Курганом и Омском, 17 тыс. жителей, «небольшой каменный театр, вмещающий публики рублей на 500-550» и что зимой там можно работать неделю-другую, чтобы обеспечить полные сборы.
Судя по скупым сведениям газетных заметок, в театральном помещении проходили танцевальные вечера, концерты, игрались любительские спектакли. В январе-феврале 1897г. местные любители показали несколько спектаклей для народа. Комедия А. Островского «Бедность не порок» и его же народная драма «Не так живи, как хочется» привлекли массу публики.
В омской газете «Степной край» 4 апреля 1897 г. есть сообщение о Петропавловском драматическом обществе: «…дирекция теперь располагает 57 членами; из них членов-исполнителей 21, остальные – посетители. Исполнители в большинстве играют на сцене настолько удовлетворительно, что при местных условиях едва ли возможно требовать лучшего. Общество дает не более 6 спектаклей в год. В том числе 1-2 благотворительных».
От сезону к сезону рос круг почитателей сценического искусства, город заботился и беспокоился о самом театральном помещении. В 1906 году на средства горожан велось строительство нового каменного городского театра. «Это здание должно быть народным домом, тут должна помещаться и общественная библиотека, вестись народные чтения и даваться народные спектакли», -настаивал корреспондент газеты «Иртыш» 4 октября 1906 года. Торжество открытия нового театрального здания состоялась в ноябре этого же года.
В 1909 году, когда Россия широко отмечала столетие со дня рождения Н.В. Гоголя, событием культурной жизни Петропавловска стал спектакль «Женитьба», с большим успехом он был сыгран 24 мая «стараниями местных любителей и актеров труппы г-на Леонова». Антрепризу тогда в городе держал сибирский извозопромышленник Леонов. Актеры прозвали его «выжига» и «извозчик». Сезоны складывались интересно, в труппе были яркие сценические дарования. Зимой 1911-1912 гг. в Петропавловске играла известная провинциальная актриса и режиссер М.И. Велизарий. В своих воспоминаниях она признается: «…в Сибири мне жилось совсем не плохо. Сибиряки меня любили, бенефисы мои были прекрасны. Но, главное работала я и как режиссер, и как актриса за всех очень много. А если у актрисы хорошая работа, то ее не волнуют ни бураны, ни Леоновы извозчики». С участием М.И. Велизарий шли «Коварство и любовь»Ф. Шиллера, «Гамлет» В. Шекспира, «Идиот» Ф. Достоевского и др. Наиболее значительной была в дореволюционном Петропавловске антреприза актера Н. Сарматова. В спектаклях блистали молодые артисты Е.Л. Ленина (впоследствии народная артистка Узбекской ССР, 1950г.) и П.С. Некрасов (народный артист РСФСР с 1958г.) Лучшая роль его театральной юности – Кудряш в «Грозе» А. Островского. Гостями петропавловцев были видные актеры России, знаменитые гастролеры. В 1915-16 гг. П.Н. Орленев с успехом сыграл заглавную роль в трагедии«Царь Федор Ионович» А.К. Толстого, Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского, Рожнова в «Горе- злосчастье» В. Крылова.
В ноябре 1917г. в Петропавловске была установлена Советская власть. На красных знаменах Революции начертаны слова «Культура», «Искусство». К духовному свету потянулись тогда тысячи людей. Увлечение театром становится повсеместным, возникают студии, кружки. Весной 1918г. начал свою творческую деятельность Русский советский театр. Им руководил бывший антрепренер Н. Сарматов,опытный организатор и хороший актер. Ставились произведения А. Островского, устраивались спектакли-митинги, живые картины – «гимн труду», «Великий коммунар» и др.
Памятным событием сезона 1923-24 гг. явился вечер-спектакль «Кровавое воскресенье» по мотивам произведений М. Горького. Театр играл его и в рабочих клубах, а вырученные средства передал на первый в городе памятник вождю мирового пролетариата В.И. Ленину, который был открыт в июле 1926г.
Театр рос вместе с городом, мужал и формировался, обретал свое творческое лицо. Революции необходимо было новое искусство – боевое, современное. На сценические подмостки выходят герои первых советских пьес, люди нового мира. В конце 20-х и особенно в 30-е годы складываются художественные принципы коллектива. Главный из них – приверженность современной теме, которая делается ведущей в репертуаре. Значительные спектакли тех лет – «Шторм» и Луна слева» В. Билль - Белоцерковского, «Воздушный пирог» Б. Ромашова, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Яд» А. Луначарского, «Рельсы гудят» и «Чудесный сплав» В. Киршона, - раскрывали героику революции и гражданской войны, трудовой энтузиазм советских людей, становление характеров и судеб.
В 1934 году впервые на петропавловской афише появилось имя постоянного корреспондента газеты «Правда» Николая Погодина. Спектакль «Мой друг» был пронизан острым чувством времени. Вовлеченные в действие зрители размышляли над насущными проблемами сегодняшней жизни. Другом каждому из них становился начальник строительства Григорий Гай (артист Светлов). Социальная зоркость молодого драматурга, особая энергия его пьес привлекли коллектив. Театр неоднократно обращался к драматургии Погодина. В репертуаре 30-х годов - его «Поэма о топоре», «Аристократы», «Падь серебряная».
Происходит резкое сближение сценического искусства с жизнью петропавловцев. Возникают живые связи с рабочими и колхозниками. Трудно было найти уголок в Северо-Казахстанской области, где не выступали бы артисты в спектаклях и концертах.
Театр раздвигает горизонты своего духовного видения, воплощая классические произведения. В предвоенное десятилетие он играет пьесы Н. Гоголя и А. Пушкина, А. Островского и Л. Толстого, А. Чехова и М. Горького, Ф. Шиллера, Ж.Б. Мольера, П. Бомарше.
В 1937г. художественным руководителем театра назначен В.Г. Ардатов. Сформировалось творческое ядро: артисты А.В. Белкина, В.А. Днепрова, Н.А. Котляревская, Т.И. Кручинина, Т.И. Кучина, Г.П. Ольгина, Н.Н. Соколова, В.С. Долматов, А.С. Ковалевский, П.П. Рогальский, В.П. Крохолев, Н.В. Шувалова и др.
Летом сорокового года, в период успешных гастрольных выступлений в г. Павлодаре, приступили к репетициям только что написанной Н. Погодиным пьесы о жизни и деятельности В.И. Ленина. Премьера «Кремлевских курантов» открывала 6 ноября последний мирный сезон. Осуществлял постановку и играл главную роль А.С.Ковалевский, который незадолго перед этим принял художественное руководство театром. Коллектив добился впечатляющего результата, это была серьезная, ответственная сценическая работа. Так начиналась театральная Лениниана в Петропавловске.
Спектакль о Ленине был первым в афише летних гастролей 1941 года. 24 мая в Павлодаре зрители снова горячо приветствовали полюбившихся петропавловских артистов. Здесь их застигла Великая Отечественная война. Многие ушли на фронт, защищали Родину с оружием вруках. Работник театра И. Болотов, Горлин, Огнев, Лапшин, Дроботов, Великих, Чернов, Яковенко, Плискин, Гондлер отдали за нее жизнь.
Осенью 1941г, когда в Петропавловск стали приезжать эвакуированные, в труппу влились новые актерские силы – А.С. Краснопольский, Л.А. Покрас, Э.Д. Мильтон, К.К. Чосс и др. Работали много и напряженно. Спектакли и концерты играли на призывных пунктах, в воинских частях, госпиталях, выезжали к сельским труженикам. Всего за годы войны было давно свыше 2,5 тысяч концертов, сыграно тридцать с лишним премьер.
Лев Покрас – яркая, талантливая личность, артист, директор театра (40-50 годы). Он пользовался большим авторитетом у руководства города, его любили и артисты, и зрители. Театр всегда был полон зрителей, несмотря на трудности и проблемы военного времени. Иногда спектакль прерывался, на сцену выходил Л.А. Покрас и объявлял, что наши войска освободили тот или иной город или территорию от врага. В зрительном зале были овации. Люди радовались, плакали и обнимались.
Неизгладимое впечатление на зрителей производил спектакль по пьесе Константина Симонова «Русские люди», режиссером которого был А.С.Ковалевский.
В этот период был поставлен спектакль по пьесе М. Ауэзова «Гвардия чести». В основе её лежали подлинные события – героическая оборона Москвы воинами 316-ой стрелковой дивизии под командованием Панфилова, образ талантливого полководца создал артист А.С. Ковалевский. Павел Рогальский в роли Тулегена Тохтарова и на этот раз показал разносторонность и силу своего дарования. Когда на сцене играл Павел Рогальский, в зале часто раздавались аплодисменты, он первый артист, кто был удостоен звания Народного артиста Казахской ССР.
Впоследствии четверо актёров и работников театра – участников войны и работников тыла - были награждены орденами и медалями. А. Крохлев и В. Матвеев были удостоены высокого звания Герой Советского Союза.
25-летие Казахской ССР было отмечено постановкой трагедии М. Ауэзова и Л. Соболева «Абай». Роль выдающегося казахского поэта, демократа–просветителя стала вехой в творческой судьбе А.С. Ковалевского. Ему было присвоено почетное звание заслуженного артиста Казахской ССР.
Особая репертуарная ветвь – пьесы казахских драматургов. На петропавловский сцене шли пьесы «Гвардия чести» М. Ауэзова и А. Абишева, как упоминалась ранее, рассказывающая о подвиге гвардейцев Панфиловской дивизии, сформированной в Казахстане; «Козы-Корпеш и Баян сулу» и «Завещание потомкам» Г. Мусрепова, «Миг и вся жизнь» О. Бодыкова, «Ночь при свечах» Н. Оразалина, «Сакен Сейфулин» и «Улпан ее «Имя» («Белая верблюдица») С. Муканова.
В 1957 году впервые на русской сцене была осуществлена постановка исторической драмы Сабита Муканова «Чокан Валиханов» о короткой и прекрасной жизни замечательного казахского мыслителя, пытливого этнографа, смелого путешественника, публициста, ученого и исследователя истории народов Востока.
Главную роль доверили молодому артисту Г. М. Шарнину. Автор был щедрым советчиком и консультантом в период репетиций, радовался успеху, выпавшему на долю постановщика - главного режиссера Г.И. Пушкарева и актёров. Спектакль запомнился отличными актёрскими работами. Он был награжден Дипломом I степени первого республиканского смотра драматических театров.
Заслуженный артист республики П.П. Рогальский удостоен звания народного артиста Казахской ССР, А.П. Александрова – звания заслуженной артистки республики.
Министерство культуры Казахской ССР наградило Почётной грамотой и ценным подарком заслуженную артистку Казахской ССР Т.И. Кучину за создание образа матери Чокана – Зейнеп.
Когда мир отмечал 150-летие со дня рождения Чокана Валиханова, театр снова, почти через тридцать лет, обратился к исторической драме С. Муканова и по-новому прочитал классическую теперь пьесу писателя – земляка (режиссёр - заслуженный деятель искусств Казахской ССР Е.Н. Обаев, народный артист Казахской ССР). Роль Чокана блистательно сыграл заслуженный артист Казахской ССР Виктор Григорьевич Шалаев.
Эпоху в жизни театра составляют годы освоения целинных и залежных земель в Северном Казахстане. Играть приходилось на бригадных полевых станах,где сцену заменял кузов автомобиля, а гримуборную – палатка первоцелинника. Игрались пьесы Н. Погодина, К. Тренева, А. Островского, В. Шекспира. Театром заключались договоры о творческом содружестве с совхозами районов области, в районных Домах культуры создаются филиалы театра, оказывается шефская помощь самодеятельным драматическим коллективам, за что театр неоднократно отмечается Почетным вымпелом Министерства культуры СССР и ЦК профсоюзов работников сельского хозяйства.
В 50-60 годы на сцене театра идут такие спектакли, как «В добрый час!» (В. Розов),«Иван и Марья» (Гольдфельд)., «Живой портрет» (А. Морето),«На золотом Дне» (Д.И. Мамин–Сибиряк), «Крепостные» (Лесков), «Мятеж» (Д. Фурманов), «Платон Кречет» (А. Корнейчук), «Опасный спутник» (А. Салынский), «Последние» (М. Горький), «За тех, кто в море» (Б. Лавренев), «Собака на сене» (Лопе де Вега) и другие.
В труппе театра состоят актёры, которые вошли в историю театра: Т.А. Артюхова, А.П. Александрова, М.В. Александров, И.П. Арчибасов, Т.И. Кучина, Ф.А. Макаров,П.П. Рогальский, Г.М. Шарнин, С.В. Скворцов, Н.П. Найденов, П.Н. Константинов, Н.С. Клименко, Б.К. Прасолов.
Осенью 1962 г. театру было присвоено имя Лауреата Ленинской премии драматурга Николая Фёдоровича Погодина.
В декабре 1972 года театр переехал с улицы Театральной в новое красивое современное здание. Директор театра, заслуженный артист С.В. Скворцов, принял символический ключ от строителей. 27 декабря, в праздничный вечер открытия, состоялась премьера новой пьесы С. Муканова «Сакен Сейфулин».
В спектаклях театра в разные годы участвовали актёры из Москвы: Михал Царев, отец и сын Андрей и Григорий Абрикосовы, Евгения Козырева (она играла в кинофильме «Убийство на улице Данте»), Руфина Нифонтова, Василий Лановой и др.
С 1976 по 1987 год директором театра был заслуженный работник культуры Казахской ССР Виктор Прокопьевич Лапухин. В годы его руководства театр неоднократно участвовал в различных Всесоюзных и Республиканских театральных смотрах, фестивалях и получал по праву Дипломы I степени. Пик гастрольных маршруто впогодинцев также приходится на период руководства театром В. Лапухина.
Гастроли проходили не только по многим городам Казахстана, коллектив выступал в Российской Федерации – в Омске, Свердловске, Златоусте, Благовещенске, Улан-Удэ, Саратове, Мичуринске, Кургане, Тюмени, Челябинске. Много раз бывал на Украине, познакомил со своим искусством жителей Винницы, Тернополя, Белой Церкви, Хмельницкого.
Всего театр побывал на гастролях более чем в 50 городах. В эти годы художественное руководство коллективом осуществлял заслуженный деятель искусств Казахской ССР Н.А. Воложанин, затем в течение пяти лет – С.А. Чулков, с 1985 по 1988 Б.Н. Голубицкий. Спектакли, поставленные в этот период этими режиссерами:
- Б. Рацер и В. Константинов «Русский секрет» (режиссер - засл. деятель искусств КазССР Н.А. Воложанин)
- Б. Брехт «Трехгрошовая опера»
- О. Бадыков «Миг и Вся жизнь»
-Ф. Шиллер «Мария Стюарт» (режиссер С.А. Чулков – засл. деятель искусств Украины)
- Д. Снегин «Чистый снег»
- Сухово – Кобылин «Свадьба Кречинского»
- А.П. Чехов «Три сестры»
- Тренев «Любовь Яровая»
- А. Островский «Доходное место»
- К. Минц «Бравый солдат Ярослав Гашек», А. Галин «Жанна»
- А. Кудрявцев «Иван и Мадонна» (режиссер – Б.Н. Голубицкий), вызвали огромный успех как у зрителя, так и у искушенной театральной критики.
99-й театральный сезон посвящался современной советской пьесе. Пьесы, выбранные театром для своего диалога со зрителем, объединяет счастливое свойство новизны, верное понимание проблем «дня». Это спектакли А. Кудрявцева «Иван и Мадонна», В. Мережко «Я – женщина», С. Лобозёров «По соседству мы живём», А. Галин «Жанна».
В свой 100-летний юбилей (июнь 1987год) театр провел гастроли в г. Москве на сцене Малого театра Союза СССР им. А.Н. Островского.Народный артист Казахской ССР Николай Петрович Арчибасов за роль гвардии рядового Ивана Климова в спектакле А. Кудрявцева «Иван и Мадонна» был награжден золотой медалью им. Дм. Попова, а ведущими критиками страны был отмечен высокий профессиональный уровень нашего театра.
В спектаклях в этот период блистали народные артисты КазССР И.П. Арчибасов, Г.М. Шарнин, заслуженные артисты КазССР Ф.А. Макаров, В. Кристель, В.Г. Шалаев, заслуженные артисты РСФСР Ю.М. Хвостиков, Ю.А. Ломоносов, артисты Л.В. Нужденко, В. Бондаренко, Е.И. Тихонов, А.М. Кириллов, В.В. Черноскутов, Л.В. Шустова, В.Е. Шустов и другие.
Руководил театром в этот период (1987 по 1997гг.) Виктор Семенович Турпаян, профессионал, человек высокой культуры, энциклопедических знаний в области театра, всю свою жизнь посвятивший театральному искусству. Он выстроил свою модель театра. Его театр был фабрикой по производству хороших спектаклей – по зарубежной и русской классике, авторов современной драматургии.Огромный вклад в театральную культуру внесли главные художники, художники театра, создавая художественные образы спектаклей: Боброва А.П. , Е.В. Караульный,Н. Егоров, Л. Холкин, А.А. Гензе, Н.И. Шаров, В.И. Шапин, Б.И. Забелин, В.Е. Звягинцев, В. Калужский, работающие ныне заслуженный деятель искусств РК С.С. Яруллин – гл. художник театра с 1979г., художник Н.А. Корякин с 1995г.
В 2001-2011 г. коллектив театра возглавляла Л.Н. Лошакова, обладатель почетного знака Министерства культуры и информации «Мәдениет Қайраткері», художественный руководительВ.Г. Шалаев, заслуженный артист РК.
В настоящее время театр им. Н. Погодина возглавляет Спартак Рамазанов, обладатель почетного знака "Мәдениет қайраткері", художественный руководитель - Тимур Каримжанов, Мәдениет саласының үздiгi.
Новым этапом творческого роста коллектива, безусловно, стали годы становления Независимости Казахстана.
Театр достойно отмечен множеством дипломов за участие в престижных международных и республиканских фестивалях.
VIII Республиканский фестиваль театров (г. Караганда), Л.Н.Турпаян(Ванюкова), народная артистка РК - диплом «За мастерство», спектакль А. Фредо «Дамы и гусары» (2001 г.).
IV Открытый театральный фестиваль «Золотой конёк» (2004 год) г. Тюмень - диплом за спектакль по пьесе Э. Медведкина «Феликс» (режиссёр - А. Алтынбеков).
Московский Международный телевизионно-театральный фестиваль «Молодость века», лучшая женская роль (Лила) в спектакле по пьесе Э. Радзинского «Лила» - артистка Ирина Пашкина.
Мы гордимся тем, что на X-ом Республиканском фестивале театров, проходившем в г. Петропавловске в 2002 году и посвящённом 100-летию Габита Мусрепова, спектакль театра «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» в постановке народного артиста СССР, Лауреата государственных премий, «Халық каһарманы», «Қазақстанның Еңбек Ерi» А.М. Мамбетова, получил Гран-При.
На XV-ом Республиканском фестивале театров в Астане, посвящённом 15-летию Независимости Республики Казахстан, театр за спектакль «Мордасовские сны» по пьесе Федора Михайловича Достоевского «Дядюшкин сон» (режиссёр - заслуженный артист КазССР В. Шалаев) получил Гран-При.
II Международный фестиваль стран Центральной Азии в г. Алматы (2008 год) - звание Лауреат в номинации «За яркое воплощение на сцене исторической личности Казахстана» получил спектакль «Суд Магжана» (режиссёр - заслуженный артист КазССР В. Шалаев).
XX Республиканский фестиваль театров, посвященный 80-летию со дня рождения А.М. Мамбетова, народного артиста СССР, лауреата государственных премий, «Халық каһарманы», «Қазақстанның Еңбек Ерi» (г. Уральск, 2012 год) - в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Гроза» за роль Кабанихи вручили премию за сценическое долголетие народной артистке РК Л.Н. Турпаян (Ванюковой) (режиссёр - Т. Каримжанов).
XXI Республиканский фестиваль драматических театров Казахстана, посвящённый 90-летию Тахауи Ахтанова (г. Актобе, 2013 год) - за роль Маржан в спектакле по пьесе Мухтара Ауэзова «Карагоз» актриса, обладатель почётного знака «Мәдениет саласының үздiгi», Ирина Полещук получила приз зрительских симпатий, ей были вручены диплом, денежная премия, статуэтка фестиваля.
VII Международный театральный фестиваль современной драматургии (г. Екатеринбург, 2013 год) - театр награждён дипломом фестиваля и дипломом «За обаяние и точное ощущение детской аудитории» за спектакль по сказке Анны Богачёвой «Царская ёлка» (режиссёр - Елена Покрас).
Международный театральный фестиваль «Белая Вежа» г. Брест, Республика Беларусь (2017 г.) – показана драма О. Жанайдарова «Джут» (режиссер – Т. Каримжанов). Театру вручен почетный диплом участника фестиваля.
I межрегиональный фестиваль «Театральная осень» (г. Кокшетау, 2017 г.) представлена драма «Джут». По итогам фестиваля актриса театра Екатерина Литвинова награждена дипломом в номинации «Надежда», театру вручили почетный диплом участника.
Гастроли театра с большим успехом прошли в гг. Алматы (2002 г.), Омск (2005 г.), в гг. Астана (2015 г.), Караганда (2015 г.), Кокшетау (2016 г.)
Только за последние 20 лет на сцене театра осуществлено 80 новых постановок для взрослых и 70 спектаклей для детей.
Основу нашей труппы составляют актеры, ветераны сцены, отдавшие ей долгие годы плодотворной творческой деятельности. Это народная артистка Республики Казахстан Людмила Николаевна Турпаян, обладатели нагрудного знака «Мәдениет саласының үздігі» Борис Павлович Васко, Людмила Васильевна Шустова, Людмила Владимировна Шалаева, Анатолий Владимирович Наргеленас, обладатель почетного знака «Мәдениет кайраткері» Владимир Ефремович Шустов, заслуженная артистка Республики Казахстан Надежда Антоновна Косыгина, актер Анатолий Михайлович Кириллов. Большой вклад в творческую копилку нашего театра вносит Виктор Григорьевич Шалаев - заслуженный артист КазССР, режиссер, Почетный гражданин г. Петропавловска.
Традиции ветеранов продолжают обладатели нагрудного знака «Мәдениет саласының үздігі» Ирина Пашкина, Татьяна Фомиченко, Ирина Полещук, а также актеры Алексей Никулин, Евгений Патешкин, Марина Залевская, Валентина Сакенова, Марина Черняк, Виталий Алфимов, Ринат Исмаилов, Елена Вахрина, Роман Лахтин, Евгения Торлопова. Увлеченно и успешно работает наша талантливая молодежь: Оксана Дергачева, Екатерина Литвинова, Андрей Лапин, Константин Демидов, Жуман Муканов и другие.
Коллектив театра участвует в культурном обслуживании сельского населения: за этот период на селе показано 600 спектаклей и обслужено 195 тыс. зрителей.
В сегодняшней репертуарной афише 25 спектаклей: «Суд Магжана» В. Шалаева, «Гроза» А. Островского, «Султан Бейбарс» Р. Отарбаева, «Забыть Герострата» Г. Горина, «Поллианна» Э. Портер, «Джут» О. Жанайдарова и др. То есть 17 спектаклей для взрослой аудитории и 8 спектаклей для детей.
Ежегодно театр показывает 165 спектаклей и обслуживает более 30 тысяч зрителей.