БОЛЬШЕ ПОЛУВЕКА НА СЦЕНЕ
В 2017 году актеру, режиссеру Северо-Казахстанского областного русского драматического театра им. Николая Погодина, обладателю нагрудного знака «Мәдениет қайраткері» Владимиру Шустову исполнилось 70 лет. В биографии Владимира Ефремовича - более 50 лет плодотворной театральной деятельности, из них 34 года отдано служению погодинскому театру. И за этими цифрами - сотни ярких запоминающихся ролей и десятки поставленных спектаклей.
А в этом году в погодинском театре состоялась премьера комедии «Жених поневоле» по пьесе Александра Галина «Ретро». «Жених поневоле» стал бенефисом Владимира Шустова. Комедия в постановке режиссера, заслуженного артиста КазССР Виктора Шалаева получилась удивительно трогательной, многогранной. В нашей беседе с Владимиром Шустовым мы поговорили о его бенефисе, творческой деятельности и многом другом.
Других профессий и не надо
- Владимир Ефремович, вы с самого детства хотели стать актером?
- Да. Мамина родная сестра - тетя Лена работала в Кизеловском театре в бухгалтерии, и меня где-то с пяти лет познакомили с театральным миром. У меня потом и мыслей не возникало о другой профессии. Мне даже говорили, когда я в театре появлялся: "Героем-любовником будет". А сразу после окончания школы в 17 лет оказался в Кизеловском театре
- Одно дело - любить театр, а другое - служить в нем. Как давалась профессия?
- Легко, без особых трудностей. Мне почему-то в 17 лет стали давать роли стариков. С перевоплощением проблем не было. У нас и великолепный гример работал, из Москвы. Он всегда шутил, что из любого сделает копию Владимира Ильича Ленина (улыбается). Научили сразу возрастные роли играть, а уж свои ровесники - легко давались.
- Хорошие у вас наставники были?
- У каждого учился чему-то, наставников - целая плеяда: Олег Блинов, Саша Долин, Саша Казачок - красавец-мужчина, кудрявый, высокий, плечистый, великолепно владевший голосом и шпагой - настоящий герой-любовник! Как удачно роль исполню, они говорили по очереди: "Моя школа!". А в жизни крепко дружили с Мишей Покрасом, он друг-наставник мой.
- Первую роль, несомненно, помните?
- Сначала были эпизоды. Помню "Грозовой год", там к Владимиру Ленину ходоки постоянно забегали, я играл одного из таких статистов - молчащего старика. Уже потом играл Лешего в "Аленьком цветочке". Вид еще тот! Кучерявые рыжие волосы, рожки, свиной пятачок. Я из-за пенька у работника неожиданно воровал то мешок его, то пищаль. Он только отвернется, а вещей нет уже. Собачку в "Двух кленах" играл. Сделал так, чтобы у моего Шарика ушки шевелились, будто прислушивается.
- Дальше, как говорится, больше...
- Позже сыграл хорошие роли в спектаклях "Жизнь и преступление Антона Шелестова", "Агент 00". Антон, роль которого я исполнил - молодой человек, его на жизненном пути немножко не туда повело, но он сумел исправиться. В "Агенте" была одноименная роль. Спектакль ставил прекрасный режиссер, заслуженный деятель искусств Казахской ССР Николай Андреевич Воложанин. Тема в пьесе о взаимоотношениях Советского Союза и США. Тогда очень злободневная и сейчас тоже, особенно в свете происходящих в мире событий.
"Друг, товарищ и... брат!"
- Любовь и семья для каждого важны - они вдохновляют, особенно актера. Как вы познакомились с Людмилой Васильевной?
- Как-то попросили меня встретить Людмилу на вокзале. Я встретил и пригляделся к ней, а про себя подумал: "Какая хорошенькая!" (улыбается). Увидел ее потом в уже театре, это был Джамбульский русский театр драмы. Помню, шла "Снежная королева", и Людмила Герду играла. Дальше, как у всех: потихоньку ухаживал и позже поженились.
- И насколько трудно быть мужем актрисы?
- Не знаю! У меня проблем в этом нет (смеется).
- А каково работать на одной сцене?
- Здесь Людмила Васильевна для меня - друг, товарищ и брат (улыбается). Хотя, честно признаться, с женой несколько сложней работать, чем с коллегами: может поспорить со мной, но чаще соглашается.
Свобода творчества
- Владимир Ефремович, расскажите о вашей режиссерской деятельности.
- Начинал с постановки "Бременских музыкантов", но они совершенно другие, нежели привычные нам из мультфильма. Ставил сказку "Красная шапочка", музыкальную комедию "Принцесса из Марьиной Рощи". В 90-х годах как режиссер работал немало.
- И в чем основная специфика?
- Учиться надо всегда и всему, в том числе у мастеров. Здесь помог опыт работы, как я и говорил уже, с Николаем Воложаниным. Мне по душе любые темы - мелодрамы, классические пьесы, но особенно люблю детские спектакли - в них море фантазии. Режиссер ставит задачу, определяет мизансцены, а саму роль актер самостоятельно обдумывает, "обживает", ищет в ней суть.
- Какой же принцип для вас главный?
- Давать актеру свободу. Я говорю ребятам, чтобы они в своем персонаже поискали даже не образ, а просто - образочек, определенную черту характера. Они оказываются в творческом поиске. Актерам приятно, что их не загоняют в рамки, навязывают модель поведения.
- А чем должен, нам ваш взгляд, обладать сам режиссер?
- Можно назвать три таких "кита" - способность к режиссуре, профессионализм и опыт.
Каждому - свое
- За вашими плечами есть и съемки в кино...
- У меня была эпизодическая роль следователя НКВД в фильме "Магжан" о великом казахском поэте, нашем земляке Магжане Жумабаеве. Затем более серьезно меня задействовали в киноленте "Приказ вернуться живым!", которую снимали к 70-летнему юбилею Победы. Я играл роль Героя Советского Союза Степана Толмачева. Как меня тогда загримировали! Получился глубокий 90-летний старик.
- Много отличий от работы в театре?
- Конечно. На сцене ты работаешь от начала и до конца. За все время спектакля ты должен исполнить много действий, измениться. А перед камерой каждый раз все заново: нет хронологии времени, режиссер решает, что сегодня мы, например, играем сцены из первой серии, а завтра - из последней. Постоянно повторяющиеся дубли. Но камеры не вызывали у меня никакого дискомфорта, я просто делал свое дело.
- Как вы считаете, у театра и кино - своя ниша?
- Безусловно, фильмы разные бывают. Но сейчас, посмотрев, что показывают по телевизору, просто ужасаешься. Кругом - одна "чернуха": убийства, ограбления и т.д. Что из этого можно почерпнуть для себя? А театр, который, конечно, обходится без всяких пошлостей, всегда передает "жизнь человеческого духа" и интересен зрителю.
На сцене, ставшей родной
- Владимир Ефремович, вы более 30 лет отдали погодинской сцене. А какие ассоциации у вас связаны с нашим театром?
- Могу точно сказать, что Кизеловский драматическом театр прочно ассоциируется с запахом казеинового клея - весь театр им пропах. А погодинский театр у меня больше связан с профессиональной деятельностью: ролями, актерами, режиссерами.
- Недавно прошел ваш бенефисный спектакль "Жених поневоле" ("Ретро"). Для вас наверняка это не первый бенефис?
- Да, знаешь, самое интересное, что практически первый. Я просто не люблю привлекать особое внимание к себе. Знаю, что лишнее внимание - оно действительно лишнее.
- Образ главного героя пьесы Николая Чмутина у вас вышел очень убедительным...
- Все мы - люди. В конфликте отцов и детей не всегда виноваты молодые, есть вина и самих стариков. Многие в пожилом возрасте становятся капризными, все им не так, как раньше, начинают учить детей. Мой герой - простой деревенский кровельщик, он с молотком и гвоздями не расставался всю жизнь - это любимое его дело. И трудно ему после такой жизни в Москве адаптироваться. Понимаю персонажа, понимаю и его дочку с зятем, которые хотели, чтобы он не был одиноким. Ситуация сложная и неоднозначная.
- Что вы хотели донести своей игрой, какую мысль?
- Это вопрос не ко мне, а к режиссеру спектакля Виктору Григорьевичу Шалаеву, заслуженному артисту КазССР. Со стороны я не могу оценить, что именно донес до зрителя.
- Если говорить о юбилее, 70 лет для вас это много или мало? Не устали еще от театральных дел?
- Совершенно не устал! Философски отношусь и к возрасту, и смерти, и к жизни тоже. Надо жизни всегда радоваться. Поэтому круглый год себя делами занимаю: летом - рыбалка, сбор грибов, дача, а зимой - на компьютере юмористические видео делаю.
- В общем, разделяете пословицу: "Двум смертям не бывать, а одной не миновать"?
- Конечно. Все мы смертны: и богатые, и бедные. Другой вопрос, что мы после себя оставим, какой след? После меня останутся сыновья, внуки, внучки. И это важно.
Блиц-опрос
- Если цвет, то...
- Зеленый.
- Если книга, то...
- "Граф Монте-Кристо".
- Если хобби, то...
- Видеосъемка.
- Если в разведку, то...
- Одному.
- Если качество, то...
- Честность.
- Если счастье, то...
- На двоих.
Беседовал Павел РОЩУПКИН,
заведующий литературной частью
областного русского драматического театра
им. Н. Погодина,
член Союза театральных деятелей Казахстана
Краткая творческая биография
Владимир Ефремович Шустов, Мәдениет қайраткері, актер, режиссер, женат на актрисе погодинского театра Людмиле Шустовой. Родился в г. Кизеле Пермской области. Окончил Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского по специальности «режиссёр театрализованных представлений и праздников». Работал в Кизеловском драматическом театре, Джамбульском русском театре драмы, в государственном русском ТЮЗе г. Ташкента. В 1984 года принят в труппу Северо-Казахстанского областного русского драматического театра им. Н. Погодина. Сыгранные роли: Дед (А. Твардовский «Василий Теркин»), Сенатор Тит (Джон Патрик «Странная миссис Сэвидж»), Атаман Платов (Б. Рацер В. Константинов «Русский секрет»), Губернатор Гасфорт (С. Муканов «Чокан Валиханов»), Хозяин (М. Ладо «Не очень простая история»), Доктор Майерс (Кен Людвиг «Примадонны»), Врач (Джон Патрик «Дорогая Памелла»), Чебутыкин Василий Романович (современные фантазии по пьесе А.П.Чехова «Три сестры - 21 век»), Шургин (А.Н. Островский «Счастливый день»), Саня (В. Гуркин «Кадриль»), Барон (В. Красногоров, В. Плешак «Лекарство от любви»), Гипнотизер (В. Сигарев «Детектор лжи») и др. В качестве режиссера поставил спектакли: Н.В. Гоголь «Ревизор», В. Розов «В день свадьбы», А. Фред «Дамы и гусары», В. Гуркин «Прибайкальская кадриль», «По соседству мы живем» по пьесе Степана Лобозерова, «Поклонимся великим тем годам» по инсценировке Виктора Шалаева и др. Опыт в кино: "Магжан", "Приказ вернуться живым!".