ДЛЯ 12 И СТАРШЕ...
Настоящая творческая мастерская развернулась в областном русском драматическом театре им. Н. Погодина. Союз театральных деятелей Российской Федерации (СТД РФ) совместно с погодинцами в рамках поддержки русских театров за рубежом воплотил в жизнь проект режиссерской лаборатории. Три молодых российских режиссера меньше, чем за неделю подготовили на базе драмтеатра отрывки из художественных произведений, объединенных общей темой "Драматургия 12+".
Режиссерская лаборатория - это всегда вызов, как для принимающего театра, так и для самих режиссеров. Но эти несколько дней кропотливой работы и как итог - показанные эпизоды - подарили настоящий театральный праздник. Отдельно отметим помощь, оказанную областным управлением культуры, архивов и документации при организации данной лаборатории.
Выбор же театром работ именно для зрителей возрастом 12 лет и старше, то есть подростковой аудитории, далеко не случаен и преследует конкретные задачи. Это культурно-эстетическое воспитание поколения next, пробуждение у него интереса к театру, искусству в целом. И, судя по отзывам североказахстанцев, это вполне удалось. Молодые и талантливые режиссеры Галина Зальцман (отрывок "Ромео и Джульетта"), Иван Пачин ("Чудаки и зануды"), Тимур Шарафутдинов ("Ганди молчал по субботам") смогли удивить, заставить смеяться и переживать. Ведь молодо - не значит зелено: за их плечами не только ведущие театральные вузы России (ГИТИС, институт им. Б. Щукина, магистратура школы-студии МХАТ), но и актуальные постановки, режиссерские лаборатории, фестивали.
Свою совместную работу с актерами и творческими цехами нашего театра первым продемонстрировал Тимур Шарафутдинов. Созданный по современной драматургии Анастасии Букреевой отрывок, причем логически полностью завершенный, звучал хлестко, временами жестко, но предельно правдиво и жизненно. Главный герой Мот, он же Саша, (актер Роман Лахтин) живет в среднестатистической, ничем не отличающейся от других, семье - мама (Ирина Пашкина), папа (Ярослав Чумак), сестра (Евгения Торлопова), дедушка (Анатолий Наргеленас), собачка Карамелька. Только вот развод разделил его жизнь на две части: «до» и «после». Кстати, это хорошо решалось в сценографии: сидящий и размышляющий на переднем плане Мот как бы отрезан от заднего плана, на котором мелькают эпизоды из прошлого. Но продолжим, когда-то близкие для него папа и мама превратились в далеких, чужих «родителя 1» и «родителя 2». Единственное, что радует Мота - игра в шахматы с бездомной Лизой (Марина Залевская) из перехода. Есть еще возможность молчать, как таинственный Ганди из Лизиной фразы. И молчание становится важной ценностью, настоящим золотом, способным спасти от постепенно разрушающегося привычного мира. А что делать, когда никто тебя не слышит? Мир одинокого подростка, разрыв связи между поколениями, причина и следствие утраты семейных ценностей - важные проблемы дня сегодняшнего, о которых стоит говорить.
Второй отрывок по повести "Чудаки и зануды" известного шведского писателя Ульфа Старка, режиссером которого выступил Иван Пачин, был окрашен в более светлые тона, но поднимал не менее актуальные темы. Замечу, что отрывок показывался не в зрительном зале, а в декорационном цехе, это добавляло оригинальности. Впрочем, прослеживалась она и в других режиссерских задумках: стол становился машиной, лохматый свитер - собачкой, люди - рыбами.
Снова в центре - подросток, однако это уже 12-летняя девочка Симона (Оксана Дергачева), на долю которой выпало немало испытаний. Переезд на новое местожительства, потеря любимой собаки Килроя, влюбленность взбалмошной матери (Марина Черняк) в занудливого отчима (Евгений Патешкин), незнакомая школа - все это не добавляет оптимизма Симоне. Но она, как и свойственно ребятам в ее возрасте, все же верит, мечтает, любит. По словам Ивана Пачина, эту историю детям важно посмотреть вместе с родителями, конечно, молодежи ближе будет один пласт тем, а взрослым - другой, но всегда есть общие точки соприкосновения. Их то и нужно обсуждать, чтобы лучше понимать друг друга.
Заключительный показ (в зрительном зале) - отрывок из "Ромео и Джульетты" - бессмертной классики Уильяма Шекспира. Но подход к нему стал далеко не классическим, а жанр был обозначен самим режиссером Галиной Зальцман как трагикомедия (в оригинале - трагедия). Минимализм декораций, только черная и белая одежда, превращение за счет актерской игры совершенно бытовых предметов в декорации: стремянок - в балконы, тальк - в пыль, пудру для масок и т.д. - такие современные решения хорошо понятны молодежи. Что касается содержания, текст - прежний, но в игре актеров было больше иронии, а не трагизма. И на LED-экране, позади актеров, сменялись ремарки, как в немом кино, с юмором, подчеркивая происходящее на сцене. Но это не превращало действо в буффонаду, не искажало тему жизни и смерти через призму судеб Ромео (Артур Вайковский) и Джульетты (Елена Вахрина).
"Я взяла для работы "Ромео и Джульетту" - материал, который всем известен. Но интересно посмотреть на него с точки зрения сегодняшнего дня. Это пьеса не просто про любовь, она - про войну. Что такое война, которая рождает только ненависть? И что может выйти из этой ненависти? Никто не знает, где начало этой вражды. Весь город просто живет по инерции: одни ненавидят тех, другие - этих. В городе хаос, из-за ненависти происходят смерти. И люди заигрывают со смертью, а она ходит рядом и ждет, - рассказывает Г. Зальцман. - Поэтому у нас персонаж - королева Маб - это королева смерти, она проводник всего, она всегда рядом и ждет момента, когда ударить".
Однако, несмотря на такой акцент, в финале отрывка задаются жизнеутверждающие мотивы, а на экране замирает надпись: "Смерти нет".
После показа прошло не долгое, но плодотворное обсуждение со зрителями. Куратор лаборатории, представляющий Центр поддержки русских театров за рубежом СТД РФ Алексей Валиев-Корнилов и режиссеры поблагодарили североказахстанцев за организацию мероприятия, посещение спектаклей. В ходе беседы зрители говорили о разности подхода к отрывкам, но большой актуальности показанного: проблемах во взаимоотношении детей и родителей, хрупкости внутреннего мира подростков, жизненности ситуаций.
Подчеркнем, что режиссер того отрывка, который признают лучшим, в следующем году при содействии СТД РФ станет постановщиком полноценного спектакля из показанной части.
Павел РОЩУПКИН,
заведующий литературной частью
драмтеатра им. Н. Погодина