Открытие 135-го юбилейного сезона и премьера «За двумя зайцами»! И если о первом событии мы уже писали, то сейчас пришло время поделиться мыслями о комедии в постановке Елены Покрас.
«За двумя зайцами» Михаила Старицкого - не только одна из популярных, но и со славной историей пьес: написана в 1883 году. Старый украинский говор в переводе Александра Островского сразу задает тон: передает оригинальный колорит эпохи и в то же время заставляет внимательно прислушиваться, чтобы не пропустить что-нибудь интересное. Нить сюжета, впрочем, сложно упустить: история хорошо знакома и в чем-то довольно проста.
Что делать Свириду Голохвостому (*актер Роман Лахтин/Евгений Патешкин): вечно убегать от ростовщика (Владимир Шустов) или выгодно жениться? Выигрышный вариант очевиден. Вот бедный цирюльник и хватается за него. Но судьба ставит перед очередным выбором: невест-то двое! Проня (Марина Черняк/Екатерина Майорова) богата, только малопривлекательна, Галя (Ирина Астанина), наоборот, красива, но бедна. Однако Голохвостый не собирается пасовать перед соблазнами и бежит за двумя зайцами. Здесь-то и начинается комедия. Но все мы уже держим в голове окончание пословицы: ни одного не поймаешь... Поэтому чуть повернем разговор и затронем игру в маски. Их примеривает чуть ли не каждый персонаж.
Родители Прони - Прокоп (Ярослав Чумак/Виталий Алфимов) и Явдокия Серко (Людмила Шустова/Надежда Косыгина), чтобы приукрасить свой статус, готовы отказаться от фамилии, их дочь разыгрывает из себя важную «мадаму» из пансиона, хотя проучилась в нем всего несколько месяцев. Дальше всех, конечно, шагнул Голохвостый. Для четы Серко он рядится богачом и франтом, открестившись от своего отца, а для матери Гали Секлиты (Ирина Полещук/Татьяна Фомиченко) старается быть своим - умным парнем из простой семьи. Но, играя с гильотиной, трудно не лишиться головы. Проня и Свирид уж точно заигрались.
Трудись Голохвостый честно, как отец, у которого всегда денежка водилась, сложилось бы чего с Галей, потому что больно уж Степан (Андрей Лапин) прямолинейный. Так же и Проня Прокоповна. Осознай себя как есть - мещанкой, останься собой (а девушка с характером) был бы и на ее улице праздник - долгожданная свадьба и с настоящим любимым. Путь к счастью тернист и труден, но при должной отдаче, наличии силы дойти к нему можно. Но не этим двоим. Хотя для Прони история с Голохвостовым - хороший урок. Вдруг изменится?
Кто точно остается собой так это уже упомянутая Секлита Лымариха и прислужница в доме Серко Химка (Евгения Чумак). Они не меняют масок, поэтому вызывают симпатию, хотя сам Михаил Старицкий и по отношению к ним несколько иронизирует.
Довольно интересно, что автору этого материала такие мысли пришли сквозь забавные диалоги, ситуации отлично переданные артистами, оригинальные декорации (автор - Галия Кожахметова), прекрасные костюмы (Светлана Таныгина), колоритное музыкальное оформление (Давид Литвинов). Значит, все сложилось в одну цельную картинку. Значит, удалось режиссеру Елене Покрас не только развеселить зрителей, но и заставить задуматься. Значит, спектакль актуальный и пьеса востребована до сих пор, спустя больше века.
*Весь состав - в фото с программкой к материалу.
Павел РОЩУПКИН,
заведующий литературной частью
областного русского драматического
театра им. Н. Погодина.