Поджигатель добился своего: в бездонной толще времени не затерялось его имя Герострат. Жива и действует по сию пору проповедуемая его последователями формула: «Делай что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь…».
Это имя, словно эхо далекого взрыва, сквозь физически ощущаемые децибелы музыки ввинчивается в зал. На высокой ноте эмоций настроенный пролог определяет тональность спектакля, скажем так, непростой структуры. Приступая к работе над ним, режиссер-постановщик, заслуженный артист Казахстана Виктор Шалаев в интервью газете «Северный Казахстан» сказал, что это будет не путешествие в историю, а приглашение поразмышлять о причинно-следственной связи ее явлений, о недугах человеческой памяти и цене утрат, происходящих в результате ее перекосов.
В 356 году до н.э. в городе Эфесе базарный торговец Герострат сжег храм богини Артемиды. Сделал он это из тщеславия, мечтая любым способом стать известным, прослыть человеком, бросившим вызов богам. Проходит двадцать дней, которые дали возможность Герострату изрядно покуражиться и над властями, и над простыми смертными, обеспечив несостоятельность табу на упоминание его имени, а суда все нет. Динамика этих двадцати дней и определяет стержень сюжета спектакля.
Действует избранная Геростратом формула достижения поставленной цели: «Делай что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь…».
Эта формула, на протяжении последовавших с той поры веков не раз мобилизовавшая различного толка силы дестабилизации, разрушения, и в Эфесе двухтысячелетней давности, как видим, определила не только геростратовы наклонности. Один из влиятельнейших людей города, повелитель Тиссаферн, комичный в проявлении своей марионеточной сути, пожалуй, на полном серьезе заявляет о собственном праве нарушить закон, так как он и создал этот закон.
По лабиринту событий давно минувших дней зрителя ведет Человек театра наших дней – артист Константин Демидов. Человек театра сразу предупредил, что он не будет вмешиваться в действие, и почти сдержал слово, лишь один раз нарушив его.
Можно сказать, что В. Шалаев достиг поставленной им режиссерской цели. Спектакль заставляет думать о том, как часто сумасбродные идеи подвергали мир опасности и подвергают сегодня. Требуется неусыпное противостояние им.
Николай Дроздецкий
Посеявший огонь, пожавший славу…
Стройные ряды оливковых деревьев, изумрудные луга, чарующая мелодия лиры, великолепные архитектурные сооружения, изящество и величие которых просто не поддаются описанию. О, эта дивная красота Древней Греции! Но вдруг в эту идиллию внезапно врывается едкий дым, запах гари и жгучее пламя разрушительной силы… пожалуй, именно такие ассоциации возникают у зрителей при просмотре удивительной и очень глубокой трагикомедии «Забыть Герострата!» (автор – Григорий Горин), премьера которой состоялась в областном русском драматическом театре имени Н. Погодина.
«Геростратова слава» - дурная слава. Все мы знаем значение этого «крылатого выражения», как помним и человека, послужившего для него основой. Это, конечно же, Герострат – базарный торговец, житель греческого города Эфеса, вписавший себя в мировую историю не подвигом, а позором: сжег знаменитый храм Артемиды в своем родном городе летом 365 года до н.э. за это, собственно, и был казнен, а имя его постановили никогда не упоминать. Однако так уж вышло, что забвения не произошло.
С первых же минут спектакль буквально «пристегивает» к креслу – настолько захватывает театральная постановка! Интересные декорации, создающие антураж древнего города, оригинальное музыкальное сопровождение и хореографические этюды (от этого действия мурашки так и «маршировали» по спине, великолепная игра актеров и вечные темы, поднимаемые в трагикомедии, - все это навсегда врезалось в память.
По ходу пьесы зрителям вместе с нашим современником – Человеком театра предстояло разобраться в событиях, произошедших в Эфесе, а также решить для себя немало нравственных вопросов.
Уже после спектакля покоя не давала одна мысль: что же все-таки сильнее – хаос или порядок? Ведь почему одно из семи чудес света – храм Артемиды в Эфесе – люди помнят значительно хуже, чем имя его поджигателя? И каждый из нас ответит на этот вопрос самостоятельно. Надо заметить только, что трагикомедия «Забыть Герострата!» (принимая во внимание разрушительные события современности, происходящие в мире, - войны, падение нравов) прозвучала весьма и весьма актуально. Герострат в пьесе не просто преступник, это – целое явление, поэтому, наверное, в сознании время от времени и возникал жуткий по своему содержанию образ: пожар, в отблеске которого виделась целая толпа новых, недобро ухмыляющихся геростратов, как будто имя им – легион…
Павел Рощупкин.
Забыть Герострата
Шикарный замах на необъятность человеческих страстей, искушений и греховности сделал в своей премьерной постановке заслуженный артист Казахстана, режиссер театра драмы имени Погодина Виктор Шалаев. Он оживил пьесу «Забыть Герострата», написанную в 1972 году драматургом, писателем-сатириком Григорием Гориным.
Атланты держат небо на каменных руках…
- Герострат возник спонтанно, под влиянием песни «Атланты держат небо на каменных руках», которая оказалась в репертуаре разучиваемых мной на гитаре бардовских песен… Вспомнил название, потрясающую драматургию Горина, перечитал пьесу. И… Был потрясен! Это же про наше время!
Я слежу за событиями, происходящими в мире… Уничтожение памятников истории на Ближнем востоке группами населения другой веры, желание политиков любыми способами добиться известности, манипулирование сознанием простого народа, драки в парламентах, интриги, убийства, вселенское вранье… Решил: надо ставить!
Театр – это совсем не «развлекушка»! если театр скатится до уровня «бездумного хохотуна», он умрет! Он не может конкурировать с телевизионным ток-шоу, с шоу-бизнесом. Это не та дорога… он для другой категории зрителей. Театр должен ставить вопросы на основе качественной литературы, качественной драматургии, философски подходить к бытию на основе эмоционального восприятия живого слова, живых актеров пытаться ответить на эти вопросы!
И стыд, и совесть…
- Хочется, чтобы мы умели различать Геростратов, не покупались на их популистские идеи, не обожествляли громко кричащих «защитников народа», оценивали деяния власть имущих, берегли историческую память и культурные ценности, - подчеркивает Шалаев.
Убежден, что человека от животного отличают не разум, а обладание стыдом и… совестью!
Моя – надежда? Это надежда на время (оно покажет) и на излечение умов и души каждого…
Жизнь в столицах идет на шаг впереди. А что же рвется в оставленные открытыми двери? Надежда на возвращение настоящей культуры!
Огромная очередь на выставки гениального художника Серова! Полмиллиона посетителей, чтобы среди других картин посмотреть «Девочку с персиками»… Полностью выкупленные филармонические абонементы (на год) на концерты симфонической музыки. Желание части населения быть духовнее, а не скандальнее…
Надеюсь, что это будет происходить и у нас! Только бы власть в нашем городе, области помогала представителям нашей культуры, поддерживала и пиарила настоящие ростки культуры и искусства, работающие на духовное здоровье общества.
Чтобы это стало очень важным для педагогического состава всех учебных заведений региона! Тогда мы все вместе сделаем важное и доброе дело и не будем испытывать стыд перед будущими поколениями!
Алена Любушак.
«Герострат» у финиша сезона
В театре имени Н. Погодина заканчивается 129-й сезон. Открывался он премьерой спектакля «Султан Бейбарс», поставленного приглашенным режиссером Д. Жумабаевой по пьесе Р. Отарбаева. Событием стала сказка П. Ершова «Конек-Горбунок», поставленная на новогодние праздники художественным руководителем театра Т. Каримжановым. А 18 марта с успехом прошла премьера спектакля «Забыть Герострата». Поставил ее заслуженный артист РК Виктор Шалаев по пьесе Григория Горина.
Фанатик Герострат, обуянный идеей подняться над людьми и временем, в 635 году до нашей эры сжег храм богини Дианы-Артемиды. Можно сказать, что он отчасти достиг своей цели. Имя разрушителя, в отличие от имен строителей храма, пережило века. Но Герострат втай не желал и реальной власти. «Безнаказанность преступления может привести к большим бедам целые народы», - говорит «Человек театра», наш современник, перенесенный по воле автора назад на два тысячелетия.
«Человек театра» в сереньком пиджачке, который выглядит анахронизмом на фоне ярких одеяний эфессцев, рассуждает вслух, пытаясь понять, как вынашивается идея господства личности над людьми и к чему ведет безнаказанность преступления. Если во времена написания пьесы Горина, в середине XX века, проводилась историческая параллель с зарождением фашизма, то сегодня Герострат встал в ряд с варварами ИГИЛа, разрушающими древние памятники истории и архитектуры, посягающими на жизнь целых народов.
Очень эффектна заключительная картина, когда все артисты выходят на сцену с греческими масками на лицах, а потом их снимают и возвращаются в сегодняшний день. Возвращается из далекого прошлого и Константин Демидов. Обращаясь к зрителям, он говорит:
- Это было, было. И сегодня меня мучает вопрос: что же ждет людей в XXI веке – закон, культура или новые геростраты? Этот вопрос бьется жилкой памяти…
Луиза Власова