ONLINE трансляция

Есть и будут перемены

В свой 130-й сезон Северо-Казахстанский русский драматический театр им. Н.Погодина вступил с новым художественным руководителем. На эту ответственную должность назначена Елена Покрас - актриса и режиссер.
Елена два года служила в Кокшетауском русском театре и некоторое время - в Алматинском ТЮЗе им. Н.Сац. Окончила актерский факультет института театра и кино им. Т.Жургенева (теперь это Казахская государственная академия искусств). В Петропавловске, в театре им. Н.Погодина, с 2001 года. На его сцене уже сыграно более 25 ролей. Образование продолжила на режиссерском факультете Екатеринбургского театрального института. Сейчас в режиссерском активе Е.Покрас постановки спектаклей «Кот в сапогах» (в театре кукол), «Фанты», «Веселый Роджер», «Ночь перед Рождеством» (в театре им. Н.Погодина) и другие.
Сегодня Елена Геннадьевна - наш собеседник.
Чем стал для вас театр имени Погодина?
- За годы работы здесь я получила огромное количество ярких впечатлений. Театр стал для меня домом и альма-матер. За поддержку, добрые наставления - особые слова благодарности народной артистке Республики Казахстан Людмиле Николаевне Ванюковой, заслуженному артисту Виктору Григорьевичу Шалаеву. В свое время Виктор Григорьевич и посоветовал мне попробовать себя в режиссуре. 
- Помните свои первые роли на этой сцене? 
- Да, это роль Амаранты в спектакле «Лекарство от любви», Даша в «Не очень простой истории», Марина в «Семье вурдалака»...
- Изменился ли наш театр с того времени? 
- Я думаю, что-то изменилось, а что-то, слава богу, и осталось. Этот театр - семья. Со своей особой атмосферой, которую сохраняет высокий профессионализм труппы. Здесь всегда работали личности, интеллигенты, актерское мастерство которых передавалось и передается от поколения поколению. 
- Почему вы пошли в режиссеры? В чем, на ваш взгляд, принципиальная разница между актерской и режиссерской профессиями?
- Наш мэтр Виктор Григорьевич Шалаев, тогда - художественный руководитель театра, однажды по-своему отреагировал на мое удачное выступление в роли. «Может быть, тебе стоит попробовать поставить мюзикл?» - спросил он. В этот же вечер дома муж как бы между делом спросил, не хотела бы я поставить сказку в театре кукол? (Он работал в этом театре). Эти два предложения поступили в один день, и я подумала: может быть, во мне чувствуются такие задатки. Размышления привели к решению получить второе образование и стать режиссером. Конечно, мне помогали и муж, и наши родители. Все было непросто. Но в театре у меня счастливая судьба: мне никто не препятствовал, все всегда помогали, со всеми складываются хорошие отношения. Все происходящее вокруг тоже видится не случайным.


А различие профессий налицо. Актер выходит на сцену, тратит энергию, но при этом происходит взаимообмен со зрительным залом. При этом артист иногда получает на порядок больше, чем отдает. Какой бы «выжатый» после спектакля ты не уходил со сцены, у тебя есть ощущение наполненности, и хочется ее сохранить, сберечь. А режиссер смотрит свой спектакль и мечется - здесь не так и там не так. Что со светом? Что со звуком? Во время просмотра своего спектакля я эмоционально трачусь больше, чем на репетиции. И, если честно, порой не знаешь, откуда получать энергию. Потому что зрительские аплодисменты проходят мимо, не тебе адресованы и самой тебе не до них.
- Совсем недавно вы поднялись еще на одну ступень, став художественным руководителем театра после того, как с этой должности по собственному заявлению ушел Тимур Каримжанов. Как вами воспринято это назначение?
- Я не очень хотела идти на эту должность, считая, что лучше, если художественного руководителя назначают извне. А когда мне сказали, что из представленных кандидатур выбрали именно мою, я восприняла это как большое доверие мне.
- Думаю, логичным будет вопрос о возможных изменениях в формировании репертуара. 
- В стремлении к «коммерческому успеху» наш театр, как и большинство театров, в том числе и академических, «ударился» в комедийный жанр. Но мы же не «Comedy Club». Зрителю нужно больше пищи для ума - пьес, качественных по содержанию, с хорошим художественным вкусом и литературным языком. Их очень не хватает в современной драматургии. Но есть классика, к которой следует чаще обращаться. Желательно также жанровое разнообразие. 
В репертуаре театра имеются спектакли, адресованные молодым, выражающие духовные ориентиры, темы патриотизма («Суд Магжана», «Чокан Валиханов», «Султан Бейбарс», «Тринадцатая звезда», «Не очень простая история»), однако, недостаточно спектаклей для 12-13- летних зрителей. Я думаю, мы восполним этот пробел. 
Мы ничему не учим зрителя, как это делают, к примеру, учителя в школе. Но мы можем пробудить интерес, попытаться помочь подрастающему поколению найти свою дорогу, определить приоритеты. Нам важно не просто рассказать подросткам о противостоянии сил добра и зла, но и помочь определить свое место в этом противостоянии. 
- Какую творческую идею в формировании репертуара будете проводить вы? 
- Запомнились слова Нурсултана Абишевича Назарбаева на встрече с общественностью Петропавловска, в которой мне довелось участвовать. Президент сказал тогда: мы не должны забывать, что адекватный ответ вызовам времени мы сможем дать только при условии сохранения нашего культурного кода: языка, духовности, традиций… Если нация теряет свой культурный код, то разрушается и сама нация. Этого нельзя допустить.
Прежде всего, в репертуарной политике театра мы будем культивировать межнациональное взаимоуважение на основе высокой культуры межэтнического общения. В репертуаре должны быть спектакли, отражающие культуру, традиции, язык народов, представители которых живут в Казахстане и составляют народ Казахстана. Первые шаги уже имеются. Наш юбилейный, 130-й сезон, как известно, пригласил зрителей на всем известный хутор близ украинской Диканьки, где в ночь перед Рождеством случились почти невероятные события, поведанные миру двести лет назад русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем. Музыкальный спектакль «Ночь перед Рождеством» идет у нас при полной заполняемости зала. 
Основу репертуара составляют и будут составлять постановки спектаклей по произведениям ведущих отечественных, русских, западноевропейских классиков и современных драматургов.
- Новыми спектаклями удивить не собираетесь?
- Собираемся. Работаем над спектаклем по пьесе Элинор Портер «Поллианна», отражающей тему духовности, нравственности. В ней есть положительный герой для молодежи. Этот спектакль ставлю я. Начата и работа над постановкой драмы нашего соотечественника, проживающего в Москве, Олжаса Жанайдарова «Джут», рассказывающей о великой трагедии голодомора 1930-х годов. Эту постановку осуществляет талантливый режиссер Тимур Каримжанов.
О двух других наших новых работах скажу лишь только то, что одна из них - сатирическая комедия, а вторая - социальная драма.
Людмила ЛОШАКОВА
Публикация в газете «Северный Казахстан»