Как утверждал А.Чехов, ружье, появившееся на сцене в первом акте, в конце спектакля должно выстрелить. Здесь «стреляют» костыли. Благотворительная компания подарила их девочке Поллианне вместо куклы, которую она просила, - куклы у компании не оказалось, были только костыли. Отец девочки научил Поллианну радоваться и такому подарку. Дескать, хорошо уже то, что костыли тебе не понадобились. Так у них зародилась игра в радость, можно сказать, без промаха поддерживающая доброе расположение духа в любой ситуации.
Когда отец умер, осиротевшую Поллианну (матери у нее не стало раньше) взяла на попечение мамина сестра - тетушка Полли, сердце которой надолго заморозила осечка в любви. Приехав к тете, девочка постаралась увлечь игрой в радость все население местного городка.
При чем здесь костыли? Так ведь с них все началось.
Русский драматический театр им. Н.Погодина показал новый спектакль «Поллианна», поставленный режиссером Еленой Покрас.
В основе его сюжета роман американской писательницы Элинор Портнер, вышедший в свет в начале прошлого века и хорошо обкатанный в кино, на телеэкране, на театральной сцене. Не будем объявлять устаревшим сюжет столь почтенного возраста. Нравы изображенного в том романе тихого американского городка в наше сегодня вписываются, может быть, и не без скрипа (к примеру - решение увлеченного игрой в радость состоятельного мистера усыновить бесприютного паренька с улицы с объявлением его своим наследником), но сама идея активной пропаганды жизнеутверждающих принципов современна всегда. Да и пропаганда-то не бог весть как изощренна: верь в то, что твой удел не самый худший, и постарайся выправить его.
Главный «пропагандист» в постановке погодинцев - как говорится, на все сто. Искрометный подросток Поллианна в исполнении артистки Елены Вахриной (в другом составе Поллианну играет Александра Баталова) с завидной настойчивостью осваивает пространство городка, в который забросила ее судьба, наполняя сердца обитателей этого не очень-то приветливого местечка продуктами чудодейственного рецепта утверждения человеком радости. Первой на ее искренние проявления сердечности откликается Нэнси, служанка в доме тети Полли. Вышколенной особой, не лишенной признаков вольнодумства, изображает ее Татьяна Фомиченко (в этой роли также занята Марина Залевская). Одной из последних правила игры бесповоротно примет сама мисс Полли (в премьерном спектакле ее играла Евгения Торлопова, вторая исполнительница - Ирина Полещук).
Эти три женщины в основном и представляют историю пробуждения городка, до появления в нем Поллианны пребывавшего в плену обывательской дремы. Историю, приходится сказать, пока довольно монотонную, не наигранную. Сюжет, перегруженный действующими лицами, в большинстве своем по сути не производящими внятного действия, здесь нередко топчется на месте, досадно утяжеляя задуманную полетной игру в радость. Мелькание эпизодов, будто высвечиваемых вспышками фотокамеры, по мере его повторения сообщает все меньше информации. Такие «подробности» тормозят движение сюжета от пролога, в сумраке которого горожане с зажженными свечами в руках стерегут тишину, к залитому светом и бодрой музыкой эпилогу.
Но и они, пожалуй, не могут смазать жизнеутверждающую силу «выстрела» костылей, в финале провозглашающего окончательную победу Поллианны.
Николай ДРОЗДЕЦКИЙ
«Северный Казахстан»