Рожденная под счастливой театральной звездой
Без малого 25 лет на сцене русского драматического театра имени Н. Погодина горит звезда талантливой актрисы Ирины Полещук. Она не грезила сценой и не мечтала быть артисткой, но сама судьба, наверное, привела ее в театр, который с первых же дней стал родным домом. За прошедшие годы Ирина Полещук сыграла на сцене театра драмы не один десяток ролей, каждая из которых по-своему запомнилась как самой актрисе, так и зрителям. Ей нравится быть разной на сцене, примерять на себя новые образы, менять амплуа, перевоплощаться в сложных и неоднозначных героинь. А в мечтах актрисы – роль королевы Елизаветы I.
УДАЧНЫЙ ПУТЬ
По словам Ирины Полещук, ее путь в театр начался очень удачно.
Родилась и выросла актриса в селе Чистовское бывшего Булаевского, а ныне района М. Жумабаева Северо-Казахстанской области. Ирина вспоминает, что она никогда не думала о театре, более того, вообще не строила планов в отношении будущей специальности, в отличие от большинства детей, с детства мечтающих о разных романтических профессиях. Наверное, именно эта неопределенность повлияла на то, что после окончания школы она не пошла учиться дальше, а год проработала в родном учебном заведении старшей пионервожатой. Параллельно Ирина занималась во всевозможных кружках – пела и плясала, и даже к одному из смотру художественной самодеятельности сама написала сценарий, что и стало отправной точкой в ее дальнейшей судьбе. Её работу заметили, и руководство районного отдела культуры предложило Ирине поступить в музыкальное училище на режиссерское отделение по целевому направлению, так как в тот момент район нуждался в таких специалистах. Идея девушке понравилась, но она решила так: поступлю сама – буду учиться, нет – так нет. Впрочем, документы сначала Ирина подала в петропавловский институт на специальность «География», думая пойти по стопам отца, но вовремя изменила свое решение и поступила в тогдашнее музыкальное училище на отделение хореографии. Впрочем, учеба здесь продлилась недолго. Из-за полученной травмы с танцами пришлось завязать, и тут на помощь пришел замечательный педагог режиссерского отделения, заслуженный артист России Юрий Алексеевич Ломоносов, позволивший студентке попробовать себя на другом поприще. Так Ирина Полещук окунулась в новую атмосферу культурно-просветительской и режиссерской работы, перейдя на режиссерское отделение по специальности «руководитель театрального коллектива». К слову, уже через месяц учебы Ирина поняла, что назад в район она уже не вернется – ведь впереди открывались новые горизонты и большие перспективы.
Свой вклад в актерскую судьбу Ирины Полещук внес и другой преподаватель, актер и режиссер Виктор Григорьевич Шалаев, предложивший молодой студентке поработать с ним в небольшом театре «Надежда», существовавшем при областной филармонии.
- Было интересно, первый опыт, гастроли по районам. Это был 1994-1995 год, самый кошмар – денег ни у кого не было, но клубы работали, и народу было много. Я была молодая, мне так это все нравилось, так было интересно и ново. И то, что приходили люди на спектакли, и приносили букеты гладиолусов, сирени, садовых ромашек. Это было то, о чем, возможно, когда-то мечталось, но не думалось, что так быстро произойдет.
Наряду со своеобразной эйфорией, актерам в те сложные переломные времена было тяжело, порой приходилось ночевать в клубах во время гастролей. При этом театральная жизнь тогда не воспринималась молодой актрисой Ириной Полещук в качестве работы, это было сумасшедшее удовольствие, своеобразное приключение.
А перед окончанием училища Виктор Шалаев и Юрий Ломоносов настоятельно порекомендовали выпускнице прийти на просмотр в театр драмы. В тот момент в драматическом театре молодых девчонок совсем не было, вспоминает Ирина Полещук.
- Я пришла, меня посмотрели, и как-то сразу же приняли в труппу. Директором театра тогда был Виктор Турпаян. А когда я получила диплом, меня вызвал к себе директор училища Владимир Кардашов и предложил поехать в Пресновку директором народного театра. Распределения тогда уже не было, были проблемы с трудоустройством. Ребята с предыдущих курсов по окончании училища не могли устроиться в городе ни в один из театров. Поэтому когда я сказала Владимиру Максимовичу, что я уже устроилась работать, да еще и в нашу драму, он был в шоке.
РОМАН С ТЕАТРОМ
Иначе, как удачной полосой, Ирина не может назвать тот период своей жизни. Молодую актрису в театре драмы встретили мэтры петропавловской сцены – Людмила Николаевна Ванюкова, Иван Петрович Арчибасов и многие другие. В первом же спектакле, где Ирине Полещук дали большую роль, ее партнерами были маститые актеры, на которых она сама совсем недавно приходила смотреть в театр. Сегодня Ирина Юрьевна вспоминает, как в своем первом спектакле «Крошка» на погодинской сцене она в буквальном смысле боялась дышать рядом с легендарным Иваном Петровичем Арчибасовым. Сразу после выпуска «Крошки» труппа драмтеатра стала работать над новым спектаклем – водевилем «Моя жена лгунья», который запомнился актрисе тем, что на сцене приходилось петь и танцевать. И если с танцами проблем у Полещук не было, то насчет своего пения Ирина очень сомневалась. Однако опытные педагоги – заведующие музыкальным цехом театра – Наталья Тамашук и Сергей Бубелло, по словам Ирины, могли своим профессионализмом заставить петь даже табуретку. Вот и наша героиня в том водевиле запела на все лады. Недаром в памяти актрисы «Моя жена лгунья» запечатлелась, как яркая и запоминающаяся работа. В целом первые годы работы в театре вспоминаются Ирине невероятно интересными и классными.
- Мне повезло. Юрий Алексеевич Ломоносов до такой степени заразил нас сценой, что мы, во-первых, из училища практически не уходили в годы учебы – было здорово что-то придумывать, мы творили по полной. А потом уже и не представляли свою жизнь вне сцены.
Она и сейчас не перестает творить и не покидает сцену. За прошедшие годы не было ни одного сезона без ролей, многие из них запомнились и полюбились.
- Сидишь иногда и вспоминаешь, а сколько же ролей сыграно. Были проходные роли, которые спустя годы вспоминаются неожиданно, и ты отмечаешь, что, действительно, была такая работа. Были, конечно, шикарные работы. Я люблю работать с новыми режиссерами, которые позволяют открывать в себе что-то новое и интересное.
В перечне любимых у Ирины Полещук роль Корделии в «Короле Лире», где они играли вместе с ее учителем Виктором Григорьевичем Шалаевым. Из последних работ полюбилась Ирине роль Зулейхи в спектакле «Суд Магжана», где Виктор Шалаев выступил в качестве режиссера.
- Эта роль запомнилась мне тем, что на показе в Астане небольшого отрывка этого спектакля в Российском посольстве присутствовала племянница Магжана Жумабаева, которая очень хорошо знала Зулейху. Они вместе жили, она выросла рядом с ней. И когда она смотрела наш спектакль, то сидела и плакала от того, что я так сильно напоминала ей Зулейху. И это такой бальзам на душу, потому что материалов нет, о Магжане и его семье так мало написано, все такое куцее, людей, знавших их, тоже мало. Роль приходилось играть по наитию, и получилось попасть в точку.
Для Ирины Полещук так всегда – если работа цепляет, то она запоминается надолго. В ее памяти сохранилось множество ролей и режиссеров, с которыми удалось поработать за эти годы. С большой признательностью сегодня вспоминает Ирина работу с Алексеем Орловым, Виктором Шалаевым и другими.
- Работы Виктора Григорьевича, в которых я была занята, трогают. Взять хотя бы «Не очень простую историю» и роль Свиньи, которую я исполняла. Если честно, я долго работала над этим образом, ездила специально к родителям в село, чтобы понаблюдать за повадками домашних животных - свиней, лошадей. Дошло до того, что я мясо не ела почти год.
Новые формы работы, новое видение и необычность постановки присущи были спектаклю «Карагоз», где Ирина Полещук исполнила роль Маржан и получила приз зрительских симпатий на фестивале в Актюбинске. Эта постановка заставляла думать, понимать видение режиссера, менять привычные принципы работы, но этим и интересен процесс.
Безусловно, каждая сыгранная роль давалась актрисе по-разному. Иногда Ирина отлично понимает своих героинь, может оправдать их поступки. Случается же, что поведение и принципы той или иной героини совершенно не поддаются пониманию и оправданию, и преподносить такие образы публике становится довольно сложно. Поэтому Ирине не раз приходилось конфликтовать со своими героинями. Один из последних конфликтов произошел в работе над спектаклем «Поллианна», где Ирина Полещук сыграла роль тетушки этой необычной девочки.
- Я не могла понять, как можно столько лет любить человека, и не быть вместе из-за каких-то, на мой взгляд, глупых принципов, которые мешают не только тебе, но и окружающим. По мне – так это глупость, но это нужно оправдать, показать зрителю так, чтобы зритель понял, почему она так поступила. Поэтому тебе самому нужно это понять и принять.
Среди воспроизведенных на сцене образов не раз попадались те, в работе над которыми актрисе приходилось переступать через себя. Вроде бы и роль классная, и работа интересная, а душа не лежит. В таких случаях приходится через силу влюбляться в свою героиню, чтобы зритель поверил этому образу. А сколько раз хотелось и приходилось спорить с режиссером о выборе роли, чтобы примерить на себя другой образ из постановки. Впрочем, пару раз судьба подкидывала Ирине такой шанс.
- Когда мы играли «Блэз», у меня была главная роль Мари, которую мы играли в паре с Татьяной Афанасьевой. И была роль второго плана – Луиза – такая вкусная и интересная! Так получилось, что на гастроли актриса, игравшая Луизу, не смогла поехать, и я ухватилась за эту возможность, ведь я знала весь текст и мизансцены. И такое бывало не раз. Это интересно,ведь получается, что в одном и том же спектакле – одна тема, но разные характеры и разные персонажи, которые ты любишь одинаково.
В числе сыгранных ролей актрисой Ириной Полещук на сцене областного русского драматического театра имени Н. Погодина Настасья Петровна из спектакля «Дядюшкин сон» по произведению Ф.М.Достоевского; Памелла в спектакле «Он, она, окно и Тело»; Наташа в постановке «Семья Вурдалака»; Элиса в «Лекарстве от любви»; Валя в «Кадрили»; Елизавета в спектакле «По соседству мы живем»; Королева в «Русском секрете»; осовремененная чеховская Ольга из «Трех сестер - 21 век»; и многие другие яркие женские образы.
Почти за 25 лет на сцене сыграно немало. Впрочем, актерской мечтой Ирины Полещук является роль королевы Англии Елизаветы I, о которой она давно грезит.
- Мне нравится этот персонаж, эта женщина. Она неординарная, сильная, странная, да к тому же рыжеволосая и вместе с тем бесцветная. Я вообще люблю странных героинь. Хотя сама я не такая, мне нравится покопаться в характерах своих героинь, быть на сцене совсем другой, чем в жизни.
За один театральный сезон Ирине Полещук приходилось играть иногда по пять-шесть ролей, порой лишь две, но, к счастью, в ее карьере не было еще ни одного сезона без новых ролей. Впрочем, каждый выход на сцену привносит в казалось бы давно сыгранный и привычный образ новые краски, эмоции, детали, обусловленные и самочувствием самой актрисы, и настроением, и погодой за окном, и, самое главное, реакцией зрителя.
- Когда на спектакле полный зал, зал дышит, ты чувствуешь, что люди тебя слышат и воспринимают, это - одно. А когда зал полупустой и отрешенный, то это - совсем другое. Причем во время спектакля я никогда не вижу зал, но его дыхание чувствую. И когда дыхания не слышишь, становится пусто на душе. Ведь даже на репетиции, когда идут прогоны, ты знаешь, что в зале сидит режиссер, кто-то из труппы или руководства непременно заглядывает. А во время спектакля иногда бывает такая тишина, сродни гробовой, и в такие моменты так обидно становится – вроде и спектакль хороший, и ты стараешься, столько народу задействовано… Такое не часто, но бывает.
По словам Ирины Полещук, в последние годы в театре зрителей стало заметно меньше, нежели в тяжелые 90-е. Актриса оправдывает это тем, что сегодня стало всего больше – кинотеатры, разнообразные телеканалы, интернет… Буквально два десятилетия назад ничего этого не было, и людям нужна была отдушина. Единственной отдушиной в те годы был театр.
- И ведь правда было очень тяжело. Было четыре градуса в зрительном зале, люди сидели в верхней одежде, но они были на каждом спектакле, а не только на премьерах. Конечно, нам сегодня обидно, хочется, чтобы зал заполнялся на каждом спектакле, и не только в нашем театре, но и в казахском, и в театре кукол, и в филармонии. Потому что это культура, мы же стараемся нести информацию, воспитывать, одухотворять.
К слову, за эти 20 с лишним лет изменился не только зритель, но и сам театр: существенно омолодилась труппа, пришли новые молодые режиссеры, обновляется и храм искусства. Время ведь не стоит на месте. Но Ирине Полещук больше по душе тот театр драмы, в который она пришла выпускницей музыкального училища. Возможно, это просто ностальгия по тем удивительным временам ее молодости, когда театр был более театральным, более домашним и родным.
Впрочем, наш театр драмы по-прежнему остается одним из лучших в республике. Бывая на гастролях в городах Казахстана и России, актеры всегда слышат лестные отзывы о своей работе, постановках, и это не может не тешить их самолюбие.
Совсем скоро погодинцы откроют новый театральный сезон. Для своих зрителей труппа готовит премьеру спектакля «Ретро», который ставит режиссер Виктор Шалаев. Сыграет в нем роль Людмилы и Ирина Полещук.
- Это большая хорошая и сложная роль. В целом спектакль о жизни, семье, ценностях семейных, о любви, непонимании отцов и детей и неприятии друг друга, когда люди не хотят слышать и принимать друг друга. Работа в целом интересная. Надеюсь, до Нового года мы порадуем зрителя нашей премьерой, в которой задействован серьезный актерский состав – это почти все старшее поколение театра.
И если с премьерой актрису Ирину Полещук поздравлять пока рано, то с наступающим днем рождения – в самый раз! Хочется пожелать этой удивительной и интересной женщине ярких и вкусных ролей, преданных и неравнодушных зрителей, исполнения ее главной актерской мечты и простого человеческого счастья.
Анна ФРОЛОВА,
газета «Добрый вечер»