«В 40 лет жизнь только начинается» - эту фразу главной героини фильма «Москва слезам не верит» можно вполне соотнести с молодой, красивой и талантливой актрисой, режиссером, а ныне – художественным руководителем областного русского драматического театра имени Н. Погодина в Петропавловске Еленой Покрас. Она умело совмещает творческую работу со счастливой семейной жизнью, именно в семье черпая энергию, вдохновение и любовь для реализации себя в выбранном деле.
Сегодня Елена Покрас уже не представляет своей жизни без нашего уютного города с улочками из красного кирпича, куда ее направила сама судьба.
Родилась и выросла эта творческая личность в городе Кокшетау. Еще в школьные годы Елена Сакович (девичья фамилия) активно участвовала во всех праздничных мероприятиях своего учебного заведения, пела и плясала, делала постановки и выступала в качестве конферансье, совмещая в себе множество сценических ипостасей. Ей нравилась эта творческая жизнь, однако она даже не задумывалась о том, чтобы сделать ее своей профессией. Да и семья Лены была далека от театрального бомонда – папа был токарем, мама – инженером на заводе. К тому же в 90-е годы прошлого века, действительно, мало кто мечтал о театральных подмостках. Это было время, когда нужно было зарабатывать реальные деньги, а не славу, просто для того, чтобы выжить.
Молодую Елену привлекала политика, ведь в семье примером успешности на этом поприще была ее тетя – депутат, которая жила совсем другой жизнью, общалась с интересными людьми, вела увлекательные беседы.
И все же судьба целенаправленно вела ее на сцену. Вот и встреча с главным художником Кокшетауского театра стала для молодой девушки судьбоносной. Однажды летом Елена работала в школе, где и познакомилась с представителем театральной среды, который в тот момент занимался росписью школьных стен. Но заочно этого человека она знала давно, так как дружила с его дочерью. И на этом Лена решила разыграть нового знакомого, предложив ему погадать и рассказав о нем и о его семье все, что знала. Художник был ошарашен услышанным до мурашек по коже! И только придя домой и рассказав о случившемся в кругу семьи, понял, что стал героем умелого розыгрыша. Поэтому при следующей встрече он убедил Лену в том, что ее таланту не стоит прозябать в школе, а нужно стремиться на сцену.
- Он меня основательно подготовил, так как был не только главным художником театра, но и играл небольшие роли в местных постановках и вообще был очень одаренным человеком. Я прошла экзамены и сразу стала работать в театре актрисой. У меня всегда в жизни так бывает, что люди во мне видят то, чего я сама порой в себе не замечаю, и приглашают работать туда, где я могу раскрыть свой потенциал, - рассказывает Елена Покрас.
Работа в театре показалась ей верхом мечтаний. Во-впервых, она делала то, что ей очень нравилось, а, во-вторых, за это еще и деньги платили!
Свою первую небольшую роль она помнит, как сейчас. «Лулу из дома моделей» – именно эту фразу говорила юная актриса в своей дебютной постановке «Крошка» по пьесе Жана Летраза. До сих пор коллеги по Кокшетауской драме так и зовут Лену – наша Лулу! Кажется, именно эта первая роль в музыкальной постановке с танцами как нельзя лучше отразила легкость и жизнерадостность самой Елены, которая по сей день отдает предпочтение именно таким сценическим произведениям, любит пошутить со сцены, сделать яркую постановку, чтобы отвлечь зрителя от серости и скучности жизни. Были в ее репертуаре сказки, незначительные эпизоды и вполне крупные роли.
Но спустя два года Елена почувствовала необходимость в постижении актерской профессии и отправилась в Алматы поступать в институт имени Жургенева, куда, впрочем, с первого раза Лене поступить не удалось. Поэтому начать пришлось с эстрадно-циркового училища, где она училась на актерском отделении.
- Было очень тяжело, у нас был непростой мастер Борис Николаевич Преображенский. А потом я поступила все-таки в институт и ушла из училища. И вот тут началась совсем другая история. Под руководством очень известного мастера Байсеркенова Мамана Байсеркеновича мы обучались на курсе для тех, кто уже работал на сцене и имел какой-то опыт, - вспоминает Елена Покрас.
А когда на выпускном курсе перед Леной встал выбор, куда поехать на дипломный спектакль – в Петропавловск или Павлодар, она не раздумывая выбрала наш город.
- Работая в театре в своем родном городе, я часто слышала от коллег восхищение тем, какой театр в Петропавловске и какие там работают артисты! В институте имени Жургенева в Алматы я вновь слышала подобные отзывы о драматическом театре Петропавловска. Это всё не прошло мимо моего внимания.
Я приехала в Петропавловск, вышла на вокзале и поняла, что это мой город, что мне здесь будет хорошо. Я не знала в этом городе ни одного человека, но у меня было предвосхищение чего-то значимого. А чего стоит здание нашего театра, очень не простое – в пять этажей, с подвалом, в лабиринтах которого можно заблудиться! Я почувствовала что-то родное, своё, влюбилась в этот замечательный город, а когда встретила здесь своего будущего мужа, вопросов уже не было, - рассказывает Елена.
Молодой актрисе досталась роль в спектакле «Семья Вурдалака», который поставил режиссер Алексей Орлов. По словам Лены, этот спектакль попал в свое время, а его зрителями стали практически все школьники тех лет, к которым и было адресовано это театральное произведение.
Съездив после этого в Алматы за дипломом, Лена вернулась в Петропавловск уже навсегда. Ее приглашали в Павлодар, было желание поработать в театрах России, но судьба женщины и актрисы сошлись в единое целое именно в нашем городе.
Возможно, кому-то было непонятно, зачем и почему молодая актриса с высшим образованием приехала работать именно в наш провинциальный город в русский театр драмы, кто-то видел в ней конкурентку, одним словом, трупа встретила Елену непросто. Впрочем, как бывает в таких ситуациях, нашлись и те, кому молодая актриса понравилась, и именно эти люди повели ее за собой.
- В нашем театре очень сильны традиции, они чувствуются, люди берегут театр, между ними складываются разные отношения, но каждый из них работает на успех театра. И это очень подкупает.
Внедрение в коллектив и вхождение в репертуар сопровождалось развитием личных отношений с ее избранником.
- Я вышла замуж за человека, чей дед руководил нашим театром в годы войны. Мама моего мужа была заведующей парикмахерского цеха, отец до сих пор заведует в нашем театре постановочной частью. Сам Миша 25 лет работал в театре кукол, является заслуженным деятелем культуры и искусства. Это знаменитая театральная династия Покрас, к которой мне посчастливилось присоединиться и продолжить её в своих детях, став её частью. Я думаю, на меня возложена какая-то миссия свыше, - считает Елена.
За годы актерской деятельности в театре имени Погодина Елене Покрас больше всего запомнилась роль Верочки в «Водевиле», а также роль Блохи в мюзикле «Русский секрет». Музыкальные спектакли, где нужно петь и танцевать помимо актерской игры, всегда привлекали Елену. Очень долго с Евгением Потешкиным они играли в спектакле Виктора Шалаева «Не очень простая история». А еще были спектакли «Ключ на двоих», «Он, она, окно и тело» и другие.
Примерно через десять лет актерской деятельности, мэтр погодинского театра Виктор Григорьевич Шалаев после удачной роли Елены сказал ей: «Слушай, может тебе мюзикл поставить?», сразу задрав высокую планку. В этот же вечер дома ее муж между делом произнёс: «У нас в театре кукол с режиссёрами плохо, может, ты придёшь к нам, сказочку поставишь?». Эти два предложения поступили в один день.
- И я подумала, что люди во мне, наверное, что-то увидели: ответственность, собранность, то, что я способна на большее. Возможно, я к тому моменту созрела для этого. И случившаяся беременность вторым ребенком стала отличной возможностью для меня, чтобы получить второе образование и стать режиссёром. Я поступила в вуз Екатеринбурга и поехала учиться. Все сошлось, как в пазле. Конечно, мне помогали все – муж и наши родители. Это всё было непросто. Но в театре у меня счастливая судьба: мне никто не препятствовал, все всегда помогали, - продолжает наша героиня.
Елена и сегодня не отпускает от себя мысль о дальнейшем обучении. Достижение определенного уровня порой не дает человеку двигаться дальше, а перемалывать то, что есть, ее творческой душе не интересно, поэтому она жаждет впитывать новое, учиться и потом полученные знания применять на практике.
Накануне 130 юбилейного сезона для русского драматического театра имени Н. Погодина Елену Покрас назначили на должность художественного руководителя этого храма искусства.
- Я не очень хотела идти на эту новую должность, считая, что лучше, когда художественного руководителя назначают извне. Хотя до этого я уже почти пять лет работала режиссёром в театре, тесно сотрудничала с Тимуром Каримжановым – бывшим художественным руководителем театра. Он очень творческий человек, но он сам написал заявление и покинул этот пост. И когда мне сказали, что из представленных кандидатур выбрали именно мою, я приняла это как должное. Эта работа на сопротивление, но мне она нравится. С другой стороны, я думаю, что здесь я не случайно и мне нужно максимально больше сделать для театра, пока есть такая возможность. Ведь от того, какой вектор я задам, так театр и будет развиваться дальше, - говорит Елена Покрас.
С приходом Елены Покрас и новыми яркими музыкальными постановками в театре появился новый зритель. Но и завсегдатаи русского театра драмы по-прежнему находят для себя в репертуаре немало интересных, давно полюбившихся и совсем свежих спектаклей.
- Театр должен экспериментировать, нести какую-то мысль, быть разным, - считает художественный руководитель.
Каждый актер и режиссер, по мнению Елены, – это целая планета, огромный мир, в котором все пульсирует. Кто-то что-то сдерживает в себе, у других, наоборот, бурлящий поток нередко выплескивается наружу. А художественному руководителю приходится находить баланс в этом, чтобы все мирно сосуществовали, чтобы спектакли выпускались, актеры были заняты в постановках и все были удовлетворены.
- Для нас сейчас в приоритете показать себя на международной арене, чтобы через наши спектакли зарубежный зритель увидел то, чем живут русские театры в Казахстане. Хочется, чтобы на искусство выделялось больше средств, потому что в театре должно быть все на высшем уровне, нарядно, красиво. Невозможно взять старые костюмы и показать красивую современную картинку. Зрителя сегодня нужно привлекать, в том числе красотой и лоском. 16 февраля в нашем театре состоится очередная премьера спектакля «Жених по-неволе» в постановке Виктора Шалаева, - рассказывает Покрас.
Елена не отрицает, что она строгий руководитель. Зато дома она совсем иная, позволяет себе расслабиться и быть мягкой как хлопок в окружении своих мужчин – мужа и двух сыновей. Впрочем, детей у Елены намного больше, ведь выпуск каждого спектакля для нее, как рождение очередного ребенка. В это время домочадцы стараются лишний раз не беспокоить своего худрука, зная, что после премьеры все вернется на круги своя. И в то же время именно семья для Елены является тем ресурсом, из которого она черпает свои силы и вдохновение. С каждым годом все большее значение для этой женщины приобретает вера и духовный рост.
- Мне кажется, женщине без потенциала, без энергетики, которая исходит из ее семьи, трудно быть успешной в профессии. У меня все происходит от любви. Кроме того, я черпаю вдохновение в природе. Правда, редко получается оставаться с ней наедине.
Предположив, что жизнь ее могла сложиться иначе, Елена выбрала бы для себя профессию менеджера, с которой она бы успешно справилась. По душе этой творческой личности и всевозможное рукоделие – вязание, вышивка, декоративно-прикладное искусство.
- Я самый счастливый человек. И мое счастье складывается здесь и сейчас, оно сконцентрировано в конкретном моменте бытия, общении с людьми, окружающими меня, колоссальным обменом энергии. Я счастлива везде, мне все равно, куда ехать, с кем быть, я счастлива внутри себя и это главное.
26 января Елена Покрас отметит свой очередной день рождения. Очередной, потому что она себя ощущает на 23, хоть с тех пор прошло уже немало лет.
- У женщины короткий век, и нет времени вести черновик жизни, нужно жить набело изначально. Если на пути встречается не наше – нужно уходить, если наше – брать и не отпускать. Я бы посоветовала нашим женщинам, прислушиваться к себе и заниматься в жизни любимым делом. Хочешь играть на арфе, найди арфу и играй. Ведь если женщина будет заниматься тем, что ей нравится, это будет наслаждение не только для нее, но и для всего ее окружения. Почему-то накануне дня рождения мне пришли именно такие мысли.
Анна ФРОЛОВА
Газета «Добрый вечер»