В душах свет любовь сохранит...
Как не сойти с ума и не сдаться, если ты пережил своих детей? Как остаться человеком среди ежедневного кошмара и как не потерять себя в пучине вседозволенности? Все эти вопросы поднимает драма Олжаса Жанайдарова «Джут», премьера которой состоялась в нашем театре, и мы постарались найти ответы на них. Режиссером спектакля выступил Тимур Каримжанов.
Загадочно и атмосферно
Пьеса сразу же переносит зрителей в атмосферу тяжелую, вязкую - тот же дым, который стелется по сцене, музыка (на славу потрудился композитор Давид Литвинов) - все это заметно подчеркивают. Особое внимание уделяется декорациям и костюмам, в которых воочию видна рука мастера - художника-постановщика Андрея Мелентьева из г. Екатеринбурга. Пространство, заполненное деталями: высоченным забором, деревянными «ежами» и другими атрибутами - по-настоящему давит психологически.
И по-другому просто нельзя, ведь это время Великого Джута - 30-х годов XX века в казахской степи, когда голод и смерть, словно библейские всадники Апокалипсиса властвовали вокруг.
«Мы выживем»
Судьба, в руках которой молодая семья Ахмета (артист - Роман Лахтин) и Сауле (Екатерина Литвинова) плетет свои кружева. Через утраты (смерть детей и знакомых людей), через испытания закаляется характер героев.
Мы видим, как Ахмет готов все отдать ради выживания и благополучия своей семьи. Сауле ему под стать. Она здесь, безусловно, не только мать, хранительница домашнего очага, но и волевая женщина. Сауле, если надо и Ахмета в чувство приведет, и сдержит слезы - не даст волю эмоциям, чтобы не потерять ясность мысли. А еще видна огромная любовь этой семьи. Хотя наверняка возникнет вопрос: «Как можно говорить о любви в таких условиях, когда массово умирают люди?». И я отвечу, что об этом говорить стоит!
Любовь Ахмета и Сауле друг к другу, своим детям - это любовь-сострадание, любовь-жертвенность, очищающая души героев от наплыва сгустившихся над головою туч. Взять, к примеру, ту же, скажем так, проверку на классовость, когда бельсенды признают Ахмета, как говорится, «засланным казачком», волком в овечьей шкуре по причине принадлежности его Сауле к байскому роду. Или когда дом семьи Ахмета и Сауле варварски был разграблен. "Мы выживем!" - так заявляют герои: любовь не дает им погибнуть. И в этом их сила.
Притяжение противоположностей
В Москве, куда действие периодически переносится, все - иначе, это, если хотите, другая реальность. Ербол (Евгений Патешкин) - внук Ахмета, Елена (Ирина Пашкина) - журналистка московской газеты - тоже другие.
Их окружает современный быт и бытие, смещенные нравственные ценности: шопинг, веганство, диета, выкрики официантки (Марина Черняк) об ее отношении ко всем приезжим в нерезиновую Москву.
Но это только - фон, на котором происходят их взаимоотношения, а на первом плане - любовь. Глядя на них, понимаешь, что встретились два одиночества. Да, они разные, но известно, что противоположности притягиваются. Любовь соединяет.
Заглянуть «за»
У автора этих строк до сих пор перед глазами стоят не только два пространства - холодная казахская степь и беззаботные каменные джунгли Москвы. В постановке существует третий мир - аруахов (духов предков).
Их постоянно появление на сцене не просто добавляет атмосферности, оно заставляет проснуться в душе особому чувству. Знаете, такое бывает, когда вдруг срываешь завесу тайны. И здесь ты тоже будто заглядываешь «за» и видишь грани их мира. Пляски, движения аруахов (их роли исполняют Оксана Дергачева, Ирина Астанина, Евгения Торлопова, Артур Вайковский, Жуман Муканов, совсем еще юная, но такая талантливая - Ангелина Щербакова) - то резкие, то медленные и ломаные просто вытаскивают зрителей из зоны привычного комфорта. Порой от перемещения духов по сцене становится достаточно жутко и зябко на душе. Конечно, это штрихи к общей атмосфере времен великого Джута.
Во имя будущих поколений
Но все это отступает перед любовью. Для Ахмета и Сауле она окрашена трагичными тонами. Чтобы Ахмет выжил и дошел, Сауле жертвует собой. Любовь и жертвенность, повторю, здесь идут рука об руку.
Во взаимоотношениях Ербола и Елены, безусловно, больше мажорных нот, лирических моментов. Любовь, вспыхнувшая между ними - это больше страсть, но в итоге она перерастает в иное чувство - продолжение рода.
И все мы в какой-то момент понимаем, что будущий ребенок Ербола и Елены будет нести в себе всю генетическую память предков, о которых нельзя забыть. А значит - жизнь продолжается.
Павел РОЩУПКИН,
заведующий литературной частью
Северо-Казахстанского областного
русского драматического театра им. Н. Погодина,
член Союза театральных деятелей Казахстана.
ФОТО: Анна ВОЛКОДАВ