Вечная тема отцов и детей, рассказанная языком современной драматургии, стала одной из главных на погодинской сцене. Сдачу спектакля "Танцы плюс" по пьесе Олжаса Жанайдарова осуществила молодежная студия "Тишина закулисья", которая действует при театре. Режиссером выступил руководитель студии Ринат Исмаилов.
Для самого Рината и ребят эта сдача стала первым по-настоящему серьезным экзаменом в рамках студии, которой нет еще и года. Поэтому волнение - вполне себе понятное состояние. Впрочем, на сдаче чувствовалась всесторонняя атмосфера поддержки, к тому же автор пьесы, который в курсе подготовленной постановки, пожелал студийцам успехов. А раз так - то хоть в бой. Но его заменили танцы, танцы плюс драма.
Сам Олжас Жанайдаров определил жанр своего материала как "пьеса pro подростков", что совершенно не мешает углядеть в нем элементы остросоциальной мелодрамы. В центре внимания - во многом внутренние переживания подростков, которые на первый взгляд совершенно не похожи друг на друга. А разворачивается действие в зале, куда все они и ходят заниматься танцами. Конечно, среди ребят копятся внутренние противоречия, которые выплескиваются наружу после известия о гибели их подруги Апрель.
Юные актёры смотрятся на сцене естественно и органично: они пропустили тему через себя. Декорации, выполненные художником Надеждой Корякиной, не прячут действующих лиц, совершенно не мешают играть. Они предельно просты и в чем-то аскетичны: стенка, имитирующая зеркала в танцевальном зале, да мягкие пуфики для сидения. Студийцы танцуют непринужденно под музыкальное оформление Виталия Смотрова: их готовили хореографы Анатолий Зотов и Данил Семенов. Да и бок о бок с профессионалами танцуется легко: в спектакле задействована группа ансамбля бального танца "Доминанта" (руководитель - Владислав Оленчук).
Надо сказать и сказать совершенно без доли патетики, что в спектакле показан социальный портрет поколения next, потому что самому старшему из героев 25 лет. Речь про Макса (исполнитель - Андрей Ударцев), руководителя зала танцев. Он в меру романтичен, в меру рассудителен, только с неким налетом инфантильности. Привлекают внимание женские образы: новенькая Ксения (Елизавета Гуляева) - девушка "с двойным дном" и блокнотом, Ира (Ксения Горюшина), чья зависимость от матери просто гипертрофирована, Барбара (Надежда Кубасова), стремящаяся быть единственной и неповторимой, Зизу (Виктория Курышева), желающая не отдать пальму первенства. Мужские роли прописаны более резкими мазками: претендующий на место то ли юродивого, то ли паяца Роб (Илья Беспоместных), вечный шутник и балагур Дюм (Илья Спицин). У них все напоказ: от чувств до статуса в соцсетях, да только вот что внутри - никто не знает. Или старается не замечать, например, родители. И конфликт в спектакле вытекает за рамки обычного подросткового столкновения, от действия к действию затрагивая тему отцов и детей.
"Отец говорит, что раньше было лучше. Что - лучше? Всё - лучше. Я думал, он у меня один такой. Но вы такие все. Словно в двадцать лет принимаете пилюлю замедленного действия. И постепенно отворачиваетесь от реальной жизни. Уходите в какой-то свой мир. Такой устоявшийся и привычный. То, что называется «все, как у людей». Я не могу смотреть ваши новости. Читать ваши книги и газеты. Все взрослые похожи на зомби. Вы так похожи друг на друга. В этом все дело. Мы разные - а вы все одинаковые", - произносит Роб.
Между тем, такую галерею подростков можно собрать практически в любом классе. Придуманные имена героев, по сути, никнеймы Интернета - еще больше усиливают эффект общности: подростки так похожи друг на друга. Но если взрослые такие взрослые, подростки такие подростки, что делать? Важно помнить, что объединяет нас одно: все мы - люди. Со своими слабостями, горестями и радостями. Главное - не забывать друг о друге.
"Для меня важна не какая-то абстрактная мысль спектакля, сколько его воздействие. Мне очень хочется, чтобы пришли дети с родителями. В спектакле подростки практически кричат о своих проблемах, о том, что им важно и что их беспокоит. Но, услышать их могут только взрослые. А "проживание" некоторых эпизодов было практически документально. То есть юные актёры просто говорили о себе или о той ситуации, с которой столкнулись в жизни. Ведь, к сожалению, вопросы и проблемы, поднятые в спектакле, касаются подавляющего числа подростков", - подытожил Ринат Исмаилов. Спектакль удался - будем ждать премьеры.
Отдельно скажем, что после сдачи под руководством директора русского драматического театра Спартака Рамазанова состоялось обсуждение спектакля. Участие в нем приняли представители управления культуры, архивов и документации СКО, художественные руководители трех областных театров, режиссер Ринат Исмаилов. В конструктивном диалоге отметили специфику драматургии для подростков, ключевые моменты спектакля «Танцы плюс».
Павел РОЩУПКИН,
заведующий литературной частью
областного русского драматического
театра им. Николая Погодина