Человек и то, что происходит вокруг и внутри него - эта тема, пожалуй, стала ключевой в открытых читках погодинского театра, второй год подряд участвующего в проекте «Города» Drama.kz. Однако в этот раз пьесы брались из творчества не только республиканских, но и местных современных казахстанских драматургов. Мероприятие посвятили Дню столицы.
Перед началом читок с записанным видео к собравшимся обратился драматург, куратор проекта и основатель фестиваля современной драматургии Drama. kz Олжас Жанайдаров. Он выразил слова благодарности театру за внимание к современной драматургии, пожелал всем успехов и призвал любить и, конечно, читать и ставить пьесы.
В первый день...
...открыла проект «Города» читка пьесы «В штыки» за авторством актера-погодинца Леонида Кургана. Он же выступил и ее режиссером. Сюжет комедии рассказывает, как дочь из интеллигентной семьи знакомит родителей с женихом. И всё бы ничего, но тот оказывается профессиональным киллером. Вечер обещает быть насыщенным и весёлым. Собственно, таким он и становится, когда срываются маски и открываются семейные тайны. Драматург не применяет уже во многом стандартного для комедий сюжетного твиста: здесь скорее, персонажный твист. Антагонистом выступает семья Платовых, погрязшая в словоблудии, лицемерии и лжи. А Штык (актер - Антон Шпигоцкий), который наемный убийца, как неудивительно, гораздо проще и честней. Как раз к месту невеста (Дарья Отраднова) восклицает: «Ну и семейка!», впрочем, она тоже далеко не без греха.
По ходу обсуждения пьесы подчеркивалось, что она вполне игровая и легко представляется на сцене. Однако чрезмерная «положительность» Штыка требует более детальной сценарной проработки, посоветовали Леониду Кургану, который внимательно слушал все предложения и вступал в диалог.
Следующая на очереди - пьеса «Бумеранг» Аклимы Сапаровой, ее читку подготовил актер и режиссер Ярослав Чумак. Это история, где есть классический любовный треугольник: муж, жена и любовница. Но присутствует и четвертый персонаж, который помогает поверить одной, наверное, все же главной из героинь, что существует более достойная жизнь. Перед нами разворачивается социальная драма - прямая, здесь не надо искать второго дна, и острая из-за своей узнаваемости. Муж-абьюзер Жомарт (Виталий Алфимов) и подумать-то не мог, что его измена с Алиной (Евгения Чумак) может прилететь таким бумерангом, что простыми извинениями не обойдешься. Для жены по имени Жамал (Екатерина Олькова) вся эта ситуация становится импульсом, чтобы начать дышать, жить, действовать свободно, не зацикливаясь на одном человеке, который из нее веревки вьет. Такие простые истины, однако, в жизни их еще надо суметь открыть.
На обсуждении отмечалось, что пьеса довольно прямолинейна, персонажи только механически выполняют свои функции. От этого возникает эффект «нехватки жизни» в материале. Сам же Ярослав Чумак подчеркнул, что пьеса по ряду причин нашла в его душе сильный отклик и он старался разобраться в самой сути и большом количестве разводов в обществе.
День второй...
... начался с читки абсурдистской трагикомедии «Мужчина, который родил голубя» Алмаса Сексенбаева - материал для режиссуры выбрал актер Роман Колосов. Сюжет о заботливом отце, столкнувшимся со всеобщим непониманием, полон едкой сатиры на общество. Достается всем социальным институтам: от детского сада до ЗАГСа. Но четкими штрихами задается одно: люди вокруг мужчины (Айбол Касым), настолько зашоренные, что отказываются верить в чудеса. Ну вышло так: родил он голубя, помогите же ему. Нет. Будет только осуждение и вызов психиатра.
Безусловно, первое, о чем сказали зрители на обсуждении - это о кафкианские мотивы. Отмечали и своеобразие материала, который стал бы еще интересней, если повысить в нем градус абсурда и немного увеличить объем истории.
Завершающей стала пьеса «История ее тела» - местного драматурга Веры Гаврилко. Драму со счастливым концом воплотил в жизнь и.о. художественного руководителя театра, режиссер Тимур Каримжанов. Повествование вбирает в себя разнообразные темы: о телесном и духовном, внешнем и внутреннем, потере и поиске. Тело тоже может поведать историю и рассказать многое, в нашем случае о женщине - Ленке Жилиной (Ирина Пашкина). Но что делать, если это тело уже не будет прежним, если оно «недопело чуть-чуть», если ему «недодали любви»? Как в песне «Сказка» Виктора Цоя и группы «Кино». Что делать, когда всплывают воспоминания, образы, мысли? Немного отвлекают разговоры с подругой Натахой Костылиной (Марина Черняк). Но это не спасение. Уже и мистические силы в образе детского плюшевого мишки Бедоси (Алексей Никулин) говорят: "Отомри, Жилина!» Надо жить, жить, жить. Но как это трудно начать с чистого листа и принять всё!
Обсуждение «Истории ее тела», наверное, стало самым продолжительным: ведь автор со всеми на сцене - только успевай задавать вопросы. Зрители обратили внимание драматурга на внутреннюю направленность материала, болезненность звучащих признаний, что придает пьесе некую тяжеловесность. Говорилось, что материал можно представить как моноспектакль - хорошая форма для театральных решений.
Вместо итога
Проект «Города» завершился, а череда событий, галерея образов сохранилась в памяти. Со всеми героями будто знаком лично - у каждого свой характер и судьба. И вспомнилась крылатая фраза у Максима Горького: «Человек - это звучит гордо!», а после читок хочется добавить: «Человек - это звучит по-разному».
Павел РОЩУПКИН,
заведующий литературной частью
областного русского драматического театра
им. Н. Погодина