ONLINE трансляция

К 120-ЛЕТИЮ ПАВЛА РОГАЛЬСКОГО - НАРОДНОГО АРТИСТА КАЗССР

Первый народный артист Павел Петрович Рогальский, 1904 г. (г. Галяч Полтавская обл., Украина) – 1987 г. (там же), актер, народный артист Казахской ССР (1957 г).

В 1927-1935 гг. Работал в Украинском передвижном театре. В 1935 г. – актер Тобольского театра, с 1937 г. – актер Северо-Казахстанского областного русского драматического театра.

Писатель оставляет после смерти свои книги, художник оставляет картины, а артист – память сердца. Народный артист Казахской ССР Петр Петрович Рогальский навечно останется в сердцах зрителей, которые его преданно любили.  

Всю свою творческую жизнь он служил искусству на сцене областного драматического театра имени Н. Погодина. Это случилось в Полтаве в 1920 году.

Студент Рогальский был принят во вспомогательный состав местного театра. За первыми выходами, где непреодолимое желание юноши играть умещалось в паре фраз, за первыми эпизодическими ролями скрывалось напряжение, полное поисков и раздумий.

Время было тревожное, неповторимое, театр много ездил по Украине, и события не проносились мимо юноши, задевая его только краешком. Театр был в гуще происходящего, молодежь пытливо присматривалась ко всему окружающему, пытаясь определить свое место в цепи событий. И многое из увиденного, пережитого пригодилось Павлу Петровичу во время работы над ролями.

А их было очень много за 44 года. Около четырехсот, и самых различных. Комедийных, как в «Докторе философии» югославского драматурга Нушича, острохарактерных, как роль уголовника Берета в приключенческой пьесе Макляровского и Спешнева «Случай на перекрестке», драматических, как в пьесе Лавренева «За тех, кто в море», и многих других. Шмага в «Лесе» Островского, Расплюев в «Свадьбе Кречинского», Чир в «Любови Яровой», садовник Кулик в водевиле «Сады цветут», Алан в пьесе узбекского драматурга «Семья Алана».

Творческий диапазон Павла Петровича, артиста характерного, комедийного и драматического, в какой-то мере раскрывается в перечне этих ролей, но, конечно, петропавловцы помнят его и во многих других спектаклях: Карабай в «Поэме о любви» Г. Мусрепова, Архипыч – «На берегах Ишима» М. Аверина, Дмитрий Сергеевич – «Ленинградский проспект» Н. Штока, Окаемов – «Машенька» А. Афиногенова и многих, многих других. Потому что из сорока четырех лет своей творческой жизни Павел Петрович двадцать семь лет отдал петропавловскому театру драмы.

Он поступил в состав сразу, как только в нашем городе после некоторого перерыва в 1937 году возобновил деятельность стационарный театр. Здесь, в Петропавловске, и были сыграны им его лучшие роли, по достоинству оценены труд и мастерство – ему было присвоено звание заслуженного, а затем народного артиста республики.

Мне выпало счастье видеть игру П. П. Рогальского многие годы. Огромную роль в патриотическом воспитании североказахстанцев играл наш драмтеатр в годы Великой Отечественной войны. В театре всегда было очень много зрителей. Спектакль «Русские люди» по пьесе К. М. Симонова, поставленный в годы войны на сцене драмтеатра (премьера состоялась 6 ноября 1942 года, режиссер-постановщик А. С. Ковалевский), вселял в наши сердца веру в Победу. 364 Глубоко            лиричный, рассказывающий о героической борьбе советских людей с врагом, об их беспредельной любви к Родине, он производил неизгладимое впечатление на зрителя. Этот спектакль – страстное свидетельство моральной силы и сплоченности советского народа в борьбе с фашизмом.

Одна из ярких фигур в спектакле – фельдшер Глоба (П. П. Рогальский). Это жизнелюбивый, храбрый человек, воплощение народной мудрости и юмора. Превосходная игра артиста покоряет зрителей. Напряженный момент в спектакле: чтобы спасти людей, нужно пойти в город, захваченный фашистами. И герой пьесы фельдшер Глоба совершает подвиг. И на смерть он идет с песней. «Соловей, соловей, пташечка», - поет П. П. Рогальский, и в зале вспыхивают горячие аплодисменты.

На сцене нашего драмтеатра был поставлен спектакль по пьесе М. Ауэзова и А. Абишева «Гвардия чести». В основе ее лежали подлинные события – героическая оборона Москвы воинами 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала И. В. Панфилова. Особенно большая ответственность выпала на долю исполнителей цен- тральных ролей. Героический образ генерала Панфилова, талантливого полководца, создал артист А. С. Ковалевский.

Артист П. П. Рогальский в роли Тулегена Тохтарова и на этот раз показал разносторонность и силу своего дарования. Молодой автоматчик, весельчак поет, развлекает товарищей, мечтает о родном ауле. Тулеген Тохтаров становится героем, который отдает свою жизнь ради победы над врагом.

В 1948 году Павлу Петровичу было присвоено почетное звание – заслуженный артист Казахской ССР. Звания этого были удостоены также артистка М. П. Чосс и артист А. В. Туманов. Мягко и очень лирично ведет П. П. Рогальский роль Нарокова в спектакле по пьесе А. Н. Островского «Таланты и поклонники». Образ Нарокова – его большой творческий успех. В спектакле «Омут» (инсценировка Э. Фабра по роману О. Бальзака «Жизнь холостяка») образ Жана Руже, созданный П. П. Рогальским, признан лучшей актерской работой сезона, исполненной с редкой выразительностью (сезон 1956-1957 гг. ). Министерством культуры Казахской ССР за этот спектакль были награждены ценными подарками главный режиссер Г. И. Пушкарев и заслуженный артист Казахской ССР П. П. Рогальский.

В 1957 году в областном драматическом театре была поставлена историческая драма «Чокан Валиханов» по пьесе С. Муканова. Главную роль доверили молодому артисту Г. М. Шарнину. Спектакль был награжден дипломом 1-й степени Первого республиканского смотра драматических театров. А Павел Петрович первым в Петропавловске был удостоен звания народного артиста Казахской ССР. Он создал образ коварного и хитрого Гасфорта, с которым со всем пылом юности боролся Чокан Валиханов. Актриса А. П. Александрова была удостоена звания заслуженной артистки республики. Министерство культуры Казахской ССР наградило Почетной грамотой и ценным подарком заслуженную артистку Казахской ССР Т. И. Кучину за создание образа матери Чокана – Зейнеп.

Неизменное восхищение зрителей вызывал Миллер – Рогальский в спектакле «Коварство и любовь» Шиллера. Талант, яркая индивидуальность, уникальный голос, темперамент, проникновенная игра (а за этим – упорный труд) – все это полюбили зрители. К артисту пришло признание народа. Счастьем для него, воздухом, которым он дышал, были театр, сцена. А наградой – аплодисменты.

…Нет, артист не умирает, лишь рядом быть перестает: он ушел в вечность. Но осталась память сердца.

Из монографии Северо-Казахстанский областной русский драматический театр имени Н. Ф. Погодина. 130 лет", составитель – заведующая музеем погодинского театра Людмила Лошакова.