Премьера
Такой грозы еще не бывало…
И речь здесь не о природном явлении, обрушившемся на город, а о премьерном показе спектакля «Гроза» по классической пьесе Александра Островского, который петропавловский зритель увидел под занавес юбилейного 125 сезона в Погодинском театре. Работал над постановкой художественный руководитель театраТимур Каримжанов, которого мы знаем по предыдущим интересным работам «Кислород» и «А_Soul».
По словам режиссера, ему хотелось показать не просто пьесу великого русского драматурга, а трагедию, куда вплелись - конфликт чувства и долга, греха и раскаяния, похоти и страсти … Каримжанов в уже свойственной ему манере отошел от традиционных рамок и решил поэкспериментировать. Герои постановки не просто говорят по-другому, но и имеют иные характеры. Взять, к примеру, центрального персонажа. Катерина, в великолепном исполнении Ирины Пашкиной, из богобоязненной жертвы любви превращается в женщину-катастрофу, не желающую мириться с моральными устоями и общественными правилами.
Но, безусловно, это спектакль, в котором Островский слышен, его герои – изменились, но сохранили внутреннее содержание…
Рассказывать о сюжете нет смысла, пьеса «Гроза» входит в раздел школьной программы, а словосочетание: «Луч света в темном царстве» уже набило оскомину. Соль в другом - насколько удачно создателю спектакля удалось обновить пьесу, вложить новые смыслы, развернуть.
Наблюдая за развитием главной героини спектакля можно уловить эту нить новизны: в начале - она робкая, боязливая, тихая, а в финале, ближе к трагической развязке, в ее движениях появляется свобода, плавность, даже наглость.
Глубина и чувственность Катерины устремлена далеко за пределы окружающего ее, опостылевшего мира. Ее проблема - нежелание и невозможность смириться с этой обыденностью. В молодой женщине бушует невероятная энергия, энергия грозы, которую приходится заглушать, прятать, чтобы быть такой, как все. Катерина не может жить так. А если не так, как ей хочется, значит совсем никак. Девушка - ураган то парит в своих мечтах, то смотрит на всех с превосходством и ненавистью, то, когда робкий и легковерный Борис бормочет: «Катерина...», обрывает его резким «Петровна!». Такая фурия вряд ли станет топиться из-за факта самой измены, как страшного смертного греха. Причина ее гибели в глобальном разочаровании и серости своего существования. В одной из сцен она замечает: «Жалкое зрелище – моя жизнь».
Невероятная техническая изощренность в игре Ирины Пашкиной не может не восхищать. Мурашки бегут по коже от ее предсмертного монолога: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу...». В зале звенящая тишина, говорящая о многом.
Актриса великолепно владеет сменой настроений, оказывая просто магическое действие на публику. И это магия, эта мистика, постоянно прослеживаемая в почерке режиссера, витает в воздухе... Усиливает это ощущение странная, сгорбленная женщина в черном плаще с красным зонтиком, шлющая свои проклятья и пророчества…
В этом сумрачном пространстве, показанном через отличную сценографию со знаками и символами (Чего стоят декорации - лик Христа, мост, а соблазнители лукавые, которые вертятся вокруг женщины, когда она делает сложный выбор : согрешить – не согрешить, прижимая к груди заветный ключ от калитки) и вспыхивает любовь Катерины и Бориса (Роман Лахтин). Но любовь ли? Скорей, наваждение… Катерина давно искала выход своему внутреннему бунтарству, грозы, и он нашелся в безумной всепоглощающей страсти к Борису. Она хрипит и бьется в неволе и тут появляется ОН. Ее – мечта! Он из другого мира. Он не такой, как все.
Одержимая чувством внутренней свободы, которую жаждет удовлетворить любым способом. Она бросается во все тяжкие.
И лишь оставшись с Борисом, Катерина меняется, затихает, начинает свой «танец», обвивая его, покоряясь объятьям и замирая. А в финале, услышав, что любовник уезжает, она вновь начинает кричать сорванным голосом, понимая насколько сильно ее падение и разочарование. Как жалко выглядит в этот момент нерешительный и пугливый Борис, который оказался совсем не ее мечтой, а обычным мелким мужчиной. По сознанию Катерины уже прошла трещина, через которую не перепрыгнешь, ее конец предрешен. Она из- за всех сил судорожно цепляется не столько за любовника, сколько за жизнь, но понимает, что обречена.
Тема греха и наказания за него - важнейшая для Островского, но в постановке Каримжанова Катерина мучается не столько от стыда, сколько от непринятия окружающих ее пошлых и глупых людях. Для таких кипучих натур, как Катерина, это страшнее смерти…
Ярко представлен и образ Кабанихи (Людмила Ванюкова (Турпаян). Это одинокая мамаша безвольного пьяницы - подкаблучника сына Тихона (Евгения Патешкина). Она до сих пор тискает его, как ребенка, отряхивает пиджак, ворчит, командует. К жене молодой она сына, понятное дело, ревнует, придирается, капризничает: «Тебе жена милее матери?» Он ведь для нее - единственный мужчина. Злая, как все недолюбленные женщины, она «отрывается» на домочадцах и испытывает удовольствие от своей власти.
Когда Кабаниха остается на сцене одна и задорно по-девичьи начинает смеяться, в голову, вдруг, приходит мысль - быть может, в ней когда-то «умерла» такая же Катерина?
Эти две противоположности - Кабаниха и Катерина, - сталкиваются, образуют электрический разряд. Грозу. Здесь мы видим, как наружу вырываются затаенные страсти, запретные желания.
Спектакль получился эффектным, динамичным. Хотелось бы отметить игру, Евгения Патешкина, Романа Лахтина, Алексея Никулина (Кулигин), Татьяны Терлецкой (Варвара).
Татьяна Афанасьева (Феклуша) заслуживает отдельной похвалы. Пластика, задорность и абсолютное соитие с образом. У Афанасьевой есть замечательная черта - умение меняться.
Запомнилась любовная сцена Катерины и Бориса, выстроенная хореографом Жанной Темербаевой, как пластический этюд.
Нашлось в спектакле место неожиданностям (Кулигин, разъезжающий на велосипеде) и «спецэффектам» (взрывы и хлопки, снова экспериментирует странный Кулигин).
Прекрасным фоновым дополнением было музыкальное сопровождение (Виолончель - Данияр Кадралинов, контрабас – Владислав Киблицкий, аккордеон - Галина Антоненко, скрипка – Анастасия Качановская, фортепиано – Анна Имашбаева, гитара – Давид Литвинов). Музыканты из группы «Хан Тенгри» располагались прямо в глубине сцены.
Все в постановке четко продумано и выверено, расставлены правильные акценты, чувствуется умелая и твердая рука режиссера.
В интервью «Неделе СК» Тимур Каримжанов сказал, что русский театр без Островского не может существовать, поэтому его выбор пал на «Грозу».
- Мне хотелось отойти от хрестоматийности и сделать из героев людей живых, - отмечает режиссер. - получилась трагедия. По моему мнению, здесь присутствуют все признаки этого жанра - это смерть центрального персонажа, злой рок, БОГ, это раскаяние за всеразрушающую страсть.
При работе над спектаклем, конечно, прислушивался к своим старшим наставникам Юрию Ханинге - Бекназару (сейчас он работает в Петропавловске над постановкой спектакля «Карагоз» и Виктору Шалаеву). Я человек сомневающийся, мне важно мнение авторитетных людей.
Кулисы закрылись, а движение мыслей в голове продолжается.
Островский Каримжанова сказал зрителям о многом…
Алена ЛЮБУШАК