ONLINE трансляция

Собеседник недели

Владимир Шустов: «Или священнодействуй,  или убирайся  вон!»

Имя  этого  человека  хорошо знакомо всем  петропавловским театралам. Его  спектакли обожают дети, а автору  этих строк хочется  назвать его волшебником. Потому что на сцене  он, действительно, творит чудеса! Благодаря  его идеям, умелому режиссерскому подходу, креативному видению, профессионализму  - любимые книжные  герои оживают, получая новые, еще более  интересные характеры…

Занавес открывается. И начинается сказка! Юная публика замирает, потом громко сопереживает персонажам, смеется  их забавным выходкам  и звонко  хлопает в ладоши под финальные  аккорды веселых песенок. С довольными улыбками на лицах со спектаклей  уходят и взрослые. Я тоже улыбалась весь спектакль, когда смотрела  «Теремок».  Владимир Ефремович Шустов, чья  умелая  режиссерская рука трудилась над этой светлой постановкой, пригласил меня на просмотр лично, когда  театральный  сезон был уже закрыт. Но  в храме Мельпомены жизнь кипит и летом. 

Своего собеседника я застала на репетиции комедии по пьесе Михаила Задорнова «Как я люблю вашего мужа».  Владимир Ефремович поставит этот спектакль к будущему  сезону и сам же сыграет в нем главную роль, а его супруга  и актриса Людмила Шустова  составит мужу  компанию.

К слову, эта неразлучная пара  всегда эффектно смотрится на сцене, а, значит,  и постановка  будет замечательной.

Заочно своего героя я знала и раньше, но, а возможность ближе познакомиться с Владимиром Ефремовичем представилась только на прошлой неделе. И повод значительный  20 июня   ему  исполнилось 65 лет!

За годы работы  в областном русском театре драмы Шустов поставил 25 детских сказок(!), среди которых «Кошкин  дом» (С. Маршак),  «Золушка» (И. Шварц),  «Как Иванушка ума - разума набирался» (В. Федотов), «Старомодные  чудеса»  (Л. Устинов), «Жила – была Сыроежка» (В. Зимин), «Зайка – Зазнайка» (С. Маршак) и многие  другие.

Есть в его режиссерском  репертуарном листе   и спектакли для взрослой публики. Один  из полюбившихся  зрителю  - «По соседству  мы живем» ( Г. Лобозеров). А сколько сыграно ролей! Теркин  - в «В Василии Теркине» (А. Твардовский),  Плюшкин  - в «Мертвых душах» (Н. Гоголь), Вурм – в «Коварстве  и любви», Гипнотезер – в «Гипнотезере» (В. Сигарев),  Герцог Корнуэльский в «Короле Лире» (В. Шекспир). Всех не  перечислить.   

Беседовать с Владимиром Ефремовичем было приятно и по-свойски. Он шутил и много  смеялся   сам. А еще мне  понравилась его  немного  резковатая прямота, но это предавало даже  перчинку нашему  разговору.  Честно сказать, после таких любопытных знакомств, часто признаюсь в любви к своей профессии за то, что она  дарит мне  встречи со столь интересными ЛЮДЬМИ. 

Наш гость

Владимир Шустов родился в городе Кизел Пермской области. Сразу  после окончания  средней  школы пошел работать в театр. «Корочку» режиссера  театрализованных представлений и праздников получил только в 2007 году, окончив Омский государственный  университет им Ф. Достоевского.

Работал в Кизеловском драматическом театре, Джамбульском русском театре драмы, в Государственном русском театре  юного зрителя г. Ташкент. В 1984 года принят в  труппу Северо - Казахстанского областного русского драматического театра им. Н. Погодина.  За этот период сыграл более 100 ролей и поставил 5 спектаклей для взрослых,  25 сказок для детей.

Роли: Гасфорт, губернатор («Чокан Валиханов» по С. Муканову), Хозяин («Не очень простая история»,  по пьесе  М. Ладо),  Доктор Майерс («Примадонны» по пьесе  К. Людвига), Врач («Дорогая Памелла» по Д. Патрику), Василий Романович Чебутыкин («Три сестры – 21 век»), Саня («Кадриль» по пьесе В. Гуркина), Барон («Лекарство от любви» по пьесе Красногорова и Плешака) и другие.

Владимир Шустов  - Почетный  деятель культуры РК,  обладатель первой  премии акима области  за многолетний  труд в театре.

-Владимир Ефремович, а вы любите  свой День рождения? Задаю этот банальный  вопрос  потому, что самой не нравится  этот праздник и по понятным причинам. Годы летят стремительно…

-О, да, Бог  с вами, это же жизнь! Мне  65 и я рад! Творческий  рассвет! Сил и идей  много! И День рождения свой люблю, это ж счастье  на свет родиться!   А, помню, в детстве  ждал этого  события  с нетерпением. Время  было тяжелое, послевоенное  и мама  могла позволить купить мне игрушку только в именины.   Возьмет автобус или грузовик, вот она детская радость! Трудно  было, а ведь весело жилось тогда. 

- А вы  как попали в театр? Ведь, если я не  ошибаюсь, вы служите  храму  богини  Мельпомены  с 17 лет. 

- Да, уж 48 лет с небольшими перерывами. Не раз приходилось уходить потому, что нужно было содержать семью, а денег не хватало. Крутил шоферскую баранку, и на телевидении режиссером работал. Но жить без театра не  могу. Это моя  вечная любовь! Если ты  попал в театр по велению души и сердца,  не  уйдешь отсюда никогда. 

-А как  все начиналось?

-Моя тетя  работала бухгалтером в  Кизеловском театре. Все детство  у  меня там прошло. Поэтому  другой  мечты  и не было, кроме как стать актером. Друзья хотели в летчики, танкисты, даже в космонавты. Хотя космос еще только планировали покорить, а у  меня на уме  - только ТЕАТР и до сих пор так!

Я даже  помню свой  первый визит в храм Мельпомены: небольшой зрительный  зал Кизиловского  театра, великолепнейшая  акустика. Сейчас там, кстати,  церковь. Темно, тишина и запах костного клея. Раньше все декорации клеили именно этим клеем. Жутковато было, но мне  понравилось.

-Наверное, и первый  увиденный  спектакль запомнился…

-Конечно! Это постановка для взрослых и  детей  «В стране звенящих голосов».  Самая  любимая  моя  сказка. Помню, в антракте  занавес закрылся, а со сцены слышен стук молотков. А мне  интересно, что они там делают. И уже знаю, что увижу что-то новое и так  любопытно.

-А кто автор сказки  «В стране  звенящих голосов»? Я даже  не слышала о такой.

-Антакольский. И не услышали бы, если не сказал, она мало известна. И книгу  эту  я до сих пор берегу и всем актерам даю читать.

-Интересно …

Это история  о прекрасной любви. Там столько волшебных превращений!

-И вы, конечно,  хотите ее поставить? 

-Давно хочу!  И отдал читать руководству, говорят – слишком затратно. А я думаю, того стоит.

-Вы подарили детям 25 сказок!  Они ваши  любимые зрители?

-Да,  я больше  люблю работать для детей. Это же самые  благодарные, самые  впечатлительные  зрители. Их не обманешь.  У меня  четверо  внуков.  Они с удовольствием ходят в театр на  мои  спектакли и сказки читают, как дед (смеется). Помню, даже мама смеялась: «Когда, -  говорит, - ты уже взрослым станешь. Ребята  по девчатам бегают, а ты..». А мне всегда нравились  русские народные сказки  и Андерсен

-О,  у него же такие  печальные сказки. 

- Ничего, переживать тоже полезно.

-А из того, что поставили, что больше  нравится?

-Пожалуй,  «Теремок»  и «Кошкин дом». Стихи к музыкальным композициям я сам пишу.  Подбираю музыку   и потом накладываю текст.  Особенно мне  нравится  ария кошки.

-Владимир Ефремович, вы всегда довольны  проделанной работой?

-Нетя всегда недоволен.

-Почему же?

-Придирчивый  и требовательный к себе и к актерам.  Все  время,  кажется, что что-то не доделано, чего-то не  хватает. Я обычно   и свои сказки  не  смотрю, а слушаю. Так  шероховатости заметней. 

Значит, вы строгий режиссер?

--Скорей, справедливый, актеры не  обижаются. Должна быть дисциплина.  А если на репетицию пришел под шафе, вон из театра.  Тогда  не стесняюсь в резких выражениях. Но быстро отхожу.   В общем, вспыльчивый и ревнивый (смеется).

-Ревнивый? Что и жену свою ревнуете?

-Ну, сейчас уже нет (улыбается).

-А раньше?

-Повода  не давала. Она  у меня  золото! С 1971 года вместе. Нашли друг друга.  С первой супругой как-то не сложилось, но женщина  тоже замечательная.  Я ж тогда  зарабатывал копейки. С тещей  не  поладили. Она  актерскую профессию и серьезной  не  считала. Вот и разошлись,  я уехал в Ташкент. Сезон там поработал и вернулся  в Казахстан. Не понравилось, хотя  в местном  театре  в буквальном смысле носили на руках, и труппа собралась шикарная. Там до сих пор живет и работает мой хороший друг, режиссер – Гоша Мустафин. 

-А как  с супругой – Людмилой  как познакомились?

-Я сезон отработал в Ташкенте  и приехал на  Новый год к маме  в Джамбул. Это рядом  - всего 300 километров. Прихожу в театр, а там как раз сказка «Снежная королева» идет. Людмила Герду играет.  Я сижу за кулисами, в руках вино сухое.  Ей  подмигиваю и  знаком показываю - «Может по рюмашке». Она  мне  улыбнулась. 

Люда тогда  жила в общежитии с двумя   подружками.  Вот я и вернулся  в Джамбульский театр, стал к ней в гости наведываться. Приду,  анекдоты  рассказываю до пяти утра, а  девчата в покатуху лежат. Со мной сухое вино и карты. В преферанс играли. Вот так  и доигрались!  Первого апреля «стыковка» (свадьба) состоялась. 

Я нашел своего  человека.  Хорошо, когда  одни интересы и цели. И на работе,  и на природе, и дома - мы  все  время  вместе.  Семья, дети, внуки  - это самое главное. В этом счастье. Внуки, кстати  с удовольствием приходят на  мои сказки.

– В  Петропавловске живут?

-Да двое  здесь. Анечке  14 лет исполнилось,  а  Артемка  - первоклассник, спортсмен. 

-Они, наверное,  тоже и к театру тянутся?

-Темка в спектакле «Странная  миссис Сэвидж»  «засветился». Анечка тоже говорит, что будет актрисой. Хотя  она  прекрасно рисует,  занимается  в художественной школе.  В нашу породу (смеется). У меня дядя и брат были художниками.  Еще одна внучка в Ростове - на - Дону, учится  в  университете на факультете  иностранных языков, а танцовщица, какая! Бальными танцами всерьез  увлекается.   Саша    тоже танцор.

- Вы и к актерам так нежно относитесь, как к родне?

- Я к ним хорошо отношусь, ровно, любимчиков нет. Мой  принцип  в работе:  «Или  священно действуй, или убирайся вон».  Не выношу бездарных лентяев. Многое не устраивает  в работе, хотелось бы сплоченного, творческого  коллектива.  В советское  время  режиссеры  школы  Станиславского  очень легко  справлялись    с этой задачей. Если есть полный  список  героев грибоедовоского  «Горя от ума», значит, трупа сформирована. На мой взгляд, у каждого  актера должно быть амплуа. К сожалению, в нашем театре четко вычерченных индивидуальностей нет.    

-И какими же они должны  быть, эти индивидуальности? Как их распределить по грибоедовской планке, исходя из внешних данных или по каким-то другим критериям?

- Внешние  данные  не имеют значение, хотя тоже  важны. Самое  главное, чтобы  актеры могли воплотить  режиссерский замысел, умели перевоплощаться   Ведь можно иметь кучу  красных дипломов  и быть совершенной бездарщиной.   Для  меня  самое   существенное  в работе  – ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. Со сцены  ведь  сразу видно, кто может, а кто нет. И далеко ходить не  нужно. Яркий  пример - Иван  Петрович  Арчибасов  Он никаких дипломов не  имел, но был артистом от БОГА. Такие задатки  в молодежи сразу вижу. Глаз наметан уже.  

Я стал работать над постановками в качестве режиссера  в 75-ом году. Не режиссерского, ни актерского образования не имел тогда. И ведь не один руководитель  театра, где работал, не сказал: «Иди, учись!». Наоборот рукой махали, мол, зачем тебе нужно, итак все знаешь. 

Меня  немного расстраивает то, по какому  пути сейчас «идет» театр. Другое  направление  нужно. Возможно,  со мной  многие  не  согласятся, ведь я театрал старой,  советской  закалки.  Но в первую очередь  - мы должны  четко   определить  цели театра современного. Что мы  хотим показать со сцены - проституток, воров и убийц? Нет! Я думаю, главное  предназначение  театра  -нести людям ДОБРОЕ, ЧИСТОЕ, СВЕТЛОЕ.  И важно как это будет произнесено  со сцены.  Помнится,  мы ставили  «Гипнотизера»  по пьесе  Василия  Сигарева. Произведение было хорошо вычищено, убрали всю грязь и чернуху, оставили самую суть. Так, вот, тогда  к нам на гастроли приезжали москвичи и, увидев этот спектакль, были в восторге…

Мы должны  не забывать  о том, что  основная  наша задача  - вещать со сцены о добре, любви, дружбе, патриотизме. А у нас сейчас патриотизм какой-то не настоящий, все только на словах. Это нужно чувствовать сердцем. Я патриот, люблю Казахстан и никуда не хочу уезжать отсюда!. Это страна, которая дала мне  все, крышу над головой, любимую работу!   

В таком духе и молодежь нужно воспитывать. Согласен, время  меняется, но ведь ценности вечны! 

-Вам исполняется  65! Хороший возраст, когда  можно оглянуться  назад и сказать: «Да, многое уже сделано, а еще сколько предстоит…».

-Ни о чем не жалею. И жизнь свою прожил бы точно так же, если бы она  была дана мне еще раз. Конечно, иногда  есть некоторые недовольства, но это свойственно всем  людям, особенно творческим. 

-Над чем работаете сейчас, какие  творческие  планы?

По заказу  польского  национально-культурного  центра  восстанавливаю спектакль по пьесе Л. Зорина «Варшавская  мелодия», возможно,  эту  постановку  повезем  на  фестиваль в Польшу. Шикарный  материал: история  о прекрасной  любви полячки и русского паренька.  Мы  уже ставили  этот спектакль, но отыграли его только раз. Потому, что актер, исполняющий  главную роль, уехал. 

Теперь главные  роли будут исполнять новички, которых мы  приняли в нашу студию при театре.   Премьера  намечена  на март следующего года.

Кроме того,  работаю над постановкой по комедии Задорнова «Как я люблю вашего мужа». Новогоднюю сказку   еще пока не  выбрали, но тоже в проекте.

-Как будете  отмечать свой  День рождения?

-Даже не знаю, наверное, поедем всем семейством  и с друзьями на  Соленое  озеро. Шашлык  пожарим, покупаемся. 

-Владимир Ефремович, спасибо, что ответили, на все мои вопросы. Творческих вам успехов, мира в семье, здоровья  и благополучия!

Беседовала Алена Любушак