125-ый юбилейный сезон в русском театре драмы им. Н. Погодина закрылся больше месяца назад, однако в храме Мельпомены жизнь кипит и летом. В разгаре подготовка к следующему «театральному году», который начнется с премьеры спектакля «Карагоз» по пьесе известного казахстанского писателя Мухтара Ауэзова. Работал над постановкой известный режиссер и педагог Юрий Ханинга-Бекназар – профессор Казахского национального университета искусств (Астана), где он преподает актерское мастерство и ведет мастерскую режиссуры, заслуженный деятель Республики Казахстан, лауреат премии Союза театральных деятелей РК, кавалер ордена «Курмет». На прошлой неделе в Погодинском театре состоялась сдача «Карагоз», куда пригласили и журналистов. Для генерального прогона в зрительном зале собралась немаленькая публика.
О том, что Юрий Ханинга - Бекназар возьмется за казахскую классику и вынесет ее на сцену Погодинского театра, стало известно еще зимой, когда он давал в нашем городе мастер-класс для актеров и режиссеров. А потом это прозвучало в интервью с журналистом «Недели СК». Пригласил Юрия Ивановича в Петропавловске его ученик Тимур Каримжанов, который ныне является главным режиссером Погодинского театра.
По словам Ю. Ханинги – Бекназара, он давно хотел поставить нечто подобное и был рад такой возможности, сделать это у нас.
Город и местные театры столичному режиссеру понравились, а когда речь зашла о выборе пьесы, Юрий Иванович, не раздумывая, остановился на «Карагоз». В одном из своих недавних интервью он признался, что разыгрывать на сцене истории неудавшейся любви, а точнее классический любовный треугольник – его призвание.
Это и увидели зрители на контрольной сдаче спектакля.
С первых минут просмотра стало понятно, что данная постановка вызовет неоднозначную зрительскую реакцию и понимание. Впрочем, и сам ее автор человек неоднозначный и не привык следовать общепринятым канонам. В своем спектакле он не пытался изобразить казахов, и не «косил» под казахский театр, а играл любовь.
-Мы ведь занимаемся творчеством, значит должны быть внутри всеобщей культуры. Для меня это естественно, - заметил режиссер в беседе с журналистами.
Универсальность и никакого строгого соответствия этническим мотивам, таковыми предстали перед публикой главные герои. Потому у Карагоз (Наталья Сакоквич) не черные, а белокурые длинные косы, а ее запретный возлюбленный – вольный акын – бунтарь Сырым играет на гитаре кюи и расхаживает по сцене в джинсах, футболке и моднячей куртке с орнаментами. Байский сын (Ринат Исмаилов), за которого должна выйти замуж Карагоз, облачен в строгий пиджак.
Хотя действия, конечно, разворачиваются на казахской земле, это видно по декорациям, но границы времени стерты. Спектакль метафоричен. Это некий космос любви, ненависти, печали…
Самой красивой девушке аула запрещают любить вольного акына, в жилах которого течет та же кровь. Карагоз и Сырым из одного рода. Девушку выдают замуж за другого…
Кривая времени чувствуется и в музыкальном оформлении и в безбрежном пространстве сцены, которую по соображениям режиссера расширили, насколько это было возможно. Число действующих лиц по пьесе сокращенно. Было приято решение, отказаться и от массовки…
Следует отметить актерскую работу Ирины Полещук (Моржан, по пьесе она бабушка Карагоз). Актриса была хороша, как всегда. Ее не гримировали под старуху, и это не бросалось в глаза, не вызывало удивлений. Мудрая Моржан неувядаема…
В зимнем интервью «Неделе СК» «ТОО по производству веры, надежды и любви» Юрий Ханинга - Бекназар отметил: «В выбранные мной пьесы я стараюсь привнести свое видение, дать свою интерпретацию. Чтобы постановка была «не на уровне слов», а приводила публику в замешательство, заставляла задуматься».
Эти слова режиссер подтвердил делами. Понравится такое видение петропавловским театралам или нет. Станет известно в следующем сезоне…
Алена ЛЮБУШАК