«Последний день перед Рождеством прошел...» Так начинается «Ночь перед Рождеством» - повесть, утверждающая, что для любящего сердца не существует непреодолимых преград. В драматургическом пересказе О.Ернева и В.Плешака эта навеянная фантастическими мотивами повесть Н.Гоголя положена в основу нового спектакля Северо-Казахстанского русского театра им. Н.Погодина.
У него то же название. Режиссер-постановщик Елена Покрас и ее команда постарались бережно отнестись и к мотивам, и к слогу классика. А команда режиссера, прямо скажем, знатная: художник-постановщик Николай Корякин, удачно «расселивший» на погодинской сцене множество ярких спектаклей, хореограф Жанна Темербаева, мастер музыкального оформления Виталий Смотров, художник по костюмам Светлана Таныгина.
Спектакль начинается так же, как и повесть-первоисточник. Славная Диканька отправляется колядовать. Шаловливый Черт, одержимый бесовской идеей озвучить, как теперь говорят, людские пороки, увел с неба месяц и закружил метель. Мечта многих местных парубков Оксана занялась своим привычным делом - любуясь собственным отражением в зеркале, выпытывать у себя же: что это людям вздумалось расславлять, будто она хороша? А коммуникабельная Солоха начала прием романтически настроенных хуторян...
Две пружины раскручивают давно известный сюжет: кокетство первой во всей Диканьке красавицы Оксаны, командирующей влюбленного в нее кузнеца Вакулу в столицу за черевиками, какие носит сама царица, и чары обворожительной Солохи. Все другие участники разворачивающихся в рождественскую ночь событий и сами эти события так или иначе управляемы этими милыми созданьями. Спектакль пронизан музыкой, которую можно было бы назвать третьей пружиной сюжета. Но эту музыку, пение девчат и парубков, их танцы, пожалуй, следует вынести на первый план. Они создают и настроение, и полотно, на котором рисуются картины сюжета, и несут некую функциональную нагрузку, как, скажем, в изображении метели.
Оформление (и музыкальное, хореографическое, и сценография, в которой в мгновение ока вид залитой огнями ночной Диканьки сменяет эффектный элемент интерьера царского дворца) здесь намеренно поставлено в один ряд с действиями, характерами, воспроизводимыми актерами. Этот музыкальный спектакль (так погодинцы определили его жанр) протекает в русле ярко выраженных оформительских средств. И особенно хороши те его сцены, где драматическое действие гармонично сочетается с художественными характеристиками происходящего. Здесь явно ощущается влияние фольклора. В этом русле, что называется, купается Солоха Татьяны Фомиченко. Под стать до краев наполненной жизнелюбием женщине из в меру смачного анекдота или веселой побасенки, она великолепна в дуэтах с Чертом и во всех других ансамблях. Удивительно симпатичен полетно пластичный Черт с огоньками в глазах. В этой роли дебютирует в театре артист Жуман Муканов.
С некоторой задержкой вписывается в ритм, настроение этой истории ее основной дуэт - Оксана (артистка Оксана Дергачева) и Вакула (Константин Демидов). После путешествия в столицу (а, может быть, и общения с Чертом?) теплеет влюбленный кузнец. А дотоле он пребывает вроде бы не совсем в тех песнях, которые несут в себе особые приметы сюжета. Но финальная лирическая сцена все ставит на свои места. И Вакула оказывается парнем из фольклора - статным, с чистым взглядом и решимостью в глазах, позволившей преодолеть преграды на пути к сердцу любимой; и Оксана, как выясняется, не зря стала мечтой Вакулы.
Яркими красками изображает государыню Екатерину II Марина Черняк. Очень выразительны Чуб - Евгений Патешкин, дьяк - Алексей Никулин, Голова — пополнивший труппу артист Юрий Долгий... Да все представленное население Диканьки, как и обитатели царского дворца, хоть в небольшой роли, хоть в эпизоде или песенном хороводе, зажигательной пляске наполняют эту историю жизнеутверждающей силой.
Фольклорные веяния, элементы фантастики удивительным образом сочетаются здесь с признаками святочного рассказа. Эта «Ночь перед Рождеством» выходит за рамки календаря. Она в любое время года ко времени.
Премьера этого спектакля открыла 130-й сезон театра им. Н.Погодина. Художественный руководитель театра Елена Покрас и артист Ринат Исмаилов поздравили зрителей со столь значительным событием, пообещав много новых интересных встреч.
По окончанию спектакля на сцену была вынесена корзина цветов от акима области Ерика Султанова.
Зрители также получили приглашение в музей театра им. Н.Погодина, открытый недолго до начала 130-го сезона.
Николай ДРОЗДЕЦКИЙ
Газета “Северный Казахстан”
***
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ТЕАТР!
Яркой музыкальной комедией «Ночь перед Рождеством» в старейшем храме драматического искусства нашего города на этой неделе стартовал 130-й театральный сезон. А сегодня вечером по случаю такого торжества русский драматический театр имени Н. Погодина устраивает капустник, открывая целую вереницу предстоящих встреч с многогранным искусством, новыми и уже полюбившимися постановками и обещая своему разновозрастному зрителю в юбилейном сезоне множество удивительных сюрпризов.
Старт юбилейного сезона на этот раз получился невероятно эффектным! Открывшийся занавес пригласил зрителей на всем известный хутор близ украинской Диканьки, где в ночь перед Рождеством случились небывалые события, описанные свету почти двести лет назад русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем. Впрочем, и сегодня эта сказочная повесть с представленными в ней характерами, человеческими взаимоотношениями и извечной борьбой добра и зла не теряет своей актуальности, в чем многочисленные зрители убедились благодаря великолепной постановке художественного руководителя театра Елены Покрас.
Не смотря на октябрь за окном, на сцене погодинской драмы в этот вечер господствовала зима. Причем прохлада в зрительном зале придавала еще больший эффект присутствия зрителям, которые, словно, вместе с героями музыкальной комедии блуждали в темноте морозной ночи в разыгравшейся метели в то время, как с неба проказник-чёрт украл месяц.
Великолепная игра молодого актера Жумана Муканова, исполнявшего роль Чёрта, по-настоящему завораживала. Появляясь то тут, то там по ходу разворачивающегося действия, представитель злых сил не просто напускал на род людской чертовщину, но и делал поразительно верные умозаключения о человеческих взаимоотношениях.
Их встреча с одинокой вдовой Солохой, роль которой блестяще исполнила Татьяна Афанасьева, лихо закрутила одну из сюжетных линий постановки, вызывавшей смех и бурные аплодисменты зрителей. На сцене разгорались настоящие страсти, пыл которых сводил с ума героев, в эту ночь перед Рождеством в атмосфере всеобщего веселья оказавшихся в одном месте в один час.
Другая сюжетная линия рассказывала зрителям о любви кузнеца Вакулы к прекрасной и слегка избалованной Оксане. Здесь молодость дышала полной грудью, веселилась душа под звонкий шум колядок и народных забав в ожидании светлого праздника. И лишь тень зарождения большого и крепкого чувства не давала покоя Чёрту, строившему свои козни назло Вакуле.
Особый колорит постановке придавали яркие и реалистичные сценические костюмы, пестрящие насыщенностью цветов, обилием лент и богатством украинских вышиванок. Немаловажная роль в создании атмосферы украинского хутора была отведена говору героев комедии и музыкальности постановки, ведь песня - это одна из характерных черт самого украинского народа. К слову, музыку к спектаклю «Ночь перед Рождеством» написал наш земляк – Виталий Смотров.
Поклонники театрального искусства с восторгом наблюдали за интересными находками и сценическими уловками, с помощью которых режиссеры и постановщики спектакля воплощали гоголевскую сказочность, мистику и волшебство в реальность.
Впрочем, всего увиденного на сцене русского театра драмы имени Н. Погодина на премьере музыкальной комедии «Ночь перед Рождеством», не описать словами. Здесь как нельзя лучше подходит фраза – «лучше один раз увидеть…». А лучшего повода, чем юбилейный театральный сезон, который уже в 130-й раз встречает в храме искусства своего зрителя, и придумать нельзя. Фантастические рождественские колядки лишь дали старт сезону, который наполнят собой и другие не менее интересные и яркие постановки местной труппы. Так что, дорогие наши читатели, - добро пожаловать в театр!
Анна ФРОЛОВА
Газета «Добрый вечер»