ONLINE трансляция

НЕВЕРОЯТНЫЕ ШЕДЕВРЫ СВЕТЛАНЫ ТАНЫГИНОЙ

В этом году у художника-постановщика и художника по костюмам драмтеатра им. Н. Погодина Светланы ТАНЫГИНОЙ двойной юбилей – 55-летие и 30 лет служения в храме Мельпомены. Отзывчивая, талантливая, добрая, ответственная – об этих и других личностных качествах Светланы Владимировны можно говорить бесконечно. Театральные костюмы, сшитые по ее эскизам, вызывают у коллег и зрителей небывалый восторг, ведь все они наполнены удивительной естественностью, тонкостью и вкусом. В каждую деталь Светлана Таныгина вкладывает особый смысл, придавая образу законченность и неповторимость. Уровень ее мастерства был не раз оценен премиями и дипломами в различных номинациях.

Светлана Владимировна уверена, что каждого человека при рождении Господь одаривает тем или иным талантом. Важно лишь вовремя его заметить и развить в себе. Много лет назад родители маленькой Светы усмотрели в ней способность к художеству. Начиная с детского сада, она увлекалась рисованием. И в очередной раз, вернувшись с прогулки из парка, девочка поскорее спешила запечатлеть все, что там увидела. Мама читала стихи, а маленькая Света внимательно слушала и рисовала к ним иллюстрации. Чуть позже девочку отдали в музыкальный класс. Но куда больше ее манил таинственный мир изобразительного искусства. Каждый раз, когда она проходила мимо кабинета, заполненного гипсовыми бюстами, холстами и этюдниками, ее сердце тут же замирало. В скором времени родители перевели Свету в изостудию, где она начала обучаться художественному искусству у знаменитого североказахстанского художника Василия Манзи.

Окончив художественную школу, в 1980 году Светлана Таныгина поступила в Тюменское училище искусств, ставшее ныне Академией художеств. Там готовили художников-оформителей. Вернувшись в Казахстан, девушка поступила в Алма-Атинский Государственный театрально-художественный институт по специальности художник театра.

- При отборе я легко прошла все вступительные экзамены и туры. Когда увидела свое имя в списке поступивших, чему очень обрадовалась. В этом институте нас готовили как художников-постановщиков театра. Наверное, театральное отделение я выбрала не зря. Это было мое предопределение, - уверена С. Таныгина.

С сентября 1991 года и по настоящее время Светлана Владимировна работает в областном драмтеатре имени Н. Погодина в качестве художника по костюмам. Обладательница огромной фантазии и богатого художественного мышления, Светлана Таныгина разработала эскизы к более ста спектаклям.

- Я начинала работать в театре в качестве художника-оформителя и декоратора. В сказках «Кот в сапогах», «Анчутка – лесная девочка» впервые выступила в роли художника-постановщика. Делала не только декорации, но и костюмы. На их создание уходит много времени и сил. Обычно в театрах несколько творческих составов. Шить наряды нужно для каждого из них. Подбор и закуп ткани, составление эскизов, смет - на художника по костюмам ложится колоссальная нагрузка. Как правило, зритель не задумывается о том, как создаются костюмы и образы героев спектаклей. Но каждая деталь, каждая пуговка, бусинка или оборка, каждый цветовой нюанс тщательно продуманы и неслучайны, - отметила моя собеседница.

По ходу пьесы

Когда Светлана Таныгина рисует эскизы, то уже знает, кто из актеров «погодинки» будет исполнять ту или иную роль. Она живо представляет себе сценический образ и его характер. Чтение пьес помогает ей воссоздать полное видение того или иного персонажа. Героиня нашей публикации обязательно бывает на репетициях, где наблюдает за взаимодействием актеров и тем, как они себя ведут на сцене. Ведь каждый костюм необходимо продумать так, чтобы он был удобным. Порой, как и любой творческий человек, Светлана Владимировна критикует собственные работы и сомневается, а все ли вышло так, как было задумано. Но кто, как не зритель, может дать самую честную оценку ее трудам и стараниям? Творческая палитра Светланы Таныгиной не имеет границ, а насыщенность цветовой гаммы придает ее работам особую прелесть. Именно это ни раз отмечали североказахстанцы, посещая персональные выставки Таныгиной в областном музее изобразительных искусств.

Светлана Владимировна призналась, что всегда переживала по поводу творческих идей. Ведь именно они являются отправной точкой в ее художественной деятельности. Однако, их поток, к изумлению художницы, так и не останавливается. Ведь каждая постановка привносит в ее творчество что-то новое. А тесное сотрудничество с режиссерами и актерами театра вызывает появление свежих мыслей и образов.

- Наш творческий альянс помогает мне работать в разных стилях и направлениях. Когда мы занимались постановкой сказки «Волшебник Изумрудного города» в жанре стимпанк, я просила каждого принести мне разные заклепки, замочки, болтики, гаечки для костюмов. Металлические заклепки дорогие, поэтому мы использовали пластиковые, «задували» их под серебро или бронзу. Никто из зрителей не догадался, что, например, шляпа Гудвина сделана из обычной туалетной бумаги. Все это изобретается буквально на ходу. Если разглядеть вплотную, костюмы увешаны сплошными обманками. Но издалека они выглядят великолепно. В сказке «По щучьему велению» я модернизировала всем известную технику пэчворк. Мы вырезали лоскутки, но не сшивали их, а клеили на тканевую основу. Такие вот ухищрения помогают упростить работу и выполнить ее в сжатые сроки. Пожалуй, в моей деятельности это один из самых интересных моментов – придумывать различные техники и тут же претворять их в жизнь, - поделилась моя собеседница.

Светлана Владимировна выразила огромную благодарность всем коллегам, поскольку их труд и помощь в создании сценических нарядов неоценимы.

- В нашем театре в костюмерном, бутафорском, парикмахерском и декорационном цехах работают профессионалы высшего уровня. Они добросовестно, качественно и терпеливо воплощают сумасшедшие и бредовые идеи художников, которые на первый взгляд кажутся совсем неисполнимыми. Мне интересно работать в таком творческом коллективе, - призналась С. Таныгина.

От кутюр

Лидия Помогалова уже одиннадцатый год работает в производственном цеху костюмером. Она отмечает, что Светлана Владимировна является добрым и отзывчивым человеком, всегда идет навстречу и старается помочь. А какие интересные вещи она делает на каждый спектакль, можно диву даваться. Лидия Григорьевна уверена: так бывает только у тех, кто без остатка отдается своему любимому делу.

- Светлана Владимировна рисует замечательные эскизы, а мы воплощаем их в реальность. Это ведь не просто какая-то модная вещь, а то, что необходимо для спектакля. Для создания сценических костюмов требуется изучать каждую эпоху и ее исторические нюансы. Также важно обратить внимание на цветовую гамму и то, как одежда будет смотреться со сцены. Светлана Владимировна присутствует на читках, внимательно слушает, затем создает образы. Это довольно сложная работа. Потому у нее все на высшем уровне, - подчеркивает Л. Помогалова.

Художник-бутафор Юлия Еремина с героиней нашей публикации работает бок о бок с 2002 года. По ее эскизам Юлия создает головные уборы и занимается отделкой костюмов. Коллега отмечает, что к выполнению своих обязанностей Светлана Владимировна подходит весьма дотошно и скрупулезно. А одно из главных правил художника по костюмам – не допустить в работе каких-либо погрешностей или неточностей.

- Светлана Владимировна всегда добивается того, чтобы отшитые наряды соответствовали ее эскизам. Она предлагает нам варианты решения, придумывает, из какого материала сделать вещь. Иногда мы говорим о том, что со сцены не будет видно той или иной мелочи, ведь ее костюмы близки к выставочным вариантам. Из-за освещения наряды не всегда обыгрываются на сцене должным образом. Но полет ее фантазии просто поражает! Из бросового материала Светлана Владимировна делает невероятно красивые и изысканные вещи. Все ее костюмы от кутюр! – восклицает Ю. Еремина.

Многие вещи Светлана Таныгина делает собственными руками. Например, расшивает одежду и обувь камушками, пуговичками, брошами, застежками и прочей фурнитурой. Благодаря богатому воображению и умелым рукам героини нашей публикации, весь декор ложится на материалы и ткань красивым рисунком. Но больше всего коллегам в художнице нравится то, что она никогда не идет на конфликт. Если что-то не получается, Светлана Владимировна выжидает некоторое время и продолжает двигаться в заданном направлении.

- Когда бывают запарки, она составляет график, и мы не выходим за его рамки. Никакой паники и растерянности нет. Светлана Владимировна всегда настраивает нас на позитивный лад и уверяет, что мы все успеем. Хочется пожелать ей грандиозных спектаклей, которые соответствовали бы уровню ее мастерства. Где она сможет раскрыть весь свой талант и потенциал. А также здоровья и простого человеческого счастья, - говорят коллеги по цеху.

Творец с большой буквы

Актриса высшей категории Ирина Пашкина поделилась, что для нее встретить на своем творческом пути настолько талантливого и искусного художника по костюмам - большая удача. Ведь Светлана Владимировна - творец с большой буквы, который создает образ, а не костюм, начиная с эскиза и заканчивая последней пуговицей. Где каждый шаг работы наполнен мыслью и душой.

- В ее светлой голове рождаются неожиданные, точные и четкие идеи. Светлана всегда смотрит в самую суть персонажа, передавая в костюме присущие ему черты. Ненавязчиво, но обстоятельно, в тандеме с актером, прорабатывает каждую деталь. Даже ее эскизы - это уже художественная ценность. А костюмы, которые она расшивает и украшает своими руками, заслуживают музейного хранения. Мне выпала большая честь творить и служить театру рядом с таким талантливым, самобытным художником! - отметила И. Пашкина.

О работе Светланы Владимировны тепло отзывается и режиссер театра Тимур Каримжанов. Он уверен, что художнику, композитору и режиссеру необходимо найти контакт, поскольку именно они создают образ спектакля. А еще важно понять того человека, который дышит с тобой в едином ритме и становится твоим единомышленником. Тимур Еркенович признался, что Светлана Таныгина всегда удивляет его своим безмерным талантом. А еще она подкупает своим бережным отношением к каждому спектаклю, потому что чувствует многие моменты, в том числе и современность.

Со Светланой Владимировной режиссер никогда не спорит, поскольку всецело доверяет ее профессионализму. При постановке спектаклей в различных стилях Тимур Каримжанов заметил, что Светлана Таныгина любит «похулиганить». Ему по душе такой метод, поскольку он и сам старается использовать разные «фишки».

- Каждый костюм Светланы Владимировны - целое произведение искусства. Если она берется за работу, то знаешь, что все будет на уровне. Светлана Владимировна, как и я, любит подробности и фактуру. Многие говорят, мол, кто увидит все эти детали с восьмого ряда. Но нам важно раскрыть образ самого артиста. Мы ведь искусством занимаемся. Даже какая-то брошь или манжет могут стать зерном роли. И это во многом поможет самому актеру. Желаю нам хорошей совместной работы, классных спектаклей, дружбы и взаимоуважения. Я очень люблю Светлану Владимировну и часто хожу к ней за советом. Считаю, что она стойкой души человек, - говорит Т. Каримжанов.

В 2006 году на ХІV Республиканском фестивале театров спектакль «Мордасовские сны» Ф. М. Достоевского, поставленный драмтеатром им. Н. Погодина, был удостоен Гран-при. Жюри фестиваля отметило высокую сценическую культуру работ художника-постановщика и художника по костюмам Светланы Таныгиной. В 2008 году на Втором Международном Фестивале сценического костюма она получила дипломы по двум номинациям: «Лучший художник сценического костюма театра и кино» и «Лучший имидж полиграфии». В том же году за существенный вклад в развитие и сохранение культуры и искусства Светлана Владимировна была удостоена премии акима области. В 2012 году копилка достижений героини нашей публикации пополнилась нагрудным знаком «Мәдениет саласының үздігі».

От всей души хочется поздравить Светлану Владимировну с 55-летием! А также пожелать ей побольше творческих идей и их успешной реализации!

Елена ЧМЕЛЬ

Фото В. МУДАРИСОВА

и из личного архива

С. ТАНЫГИНОЙ.