ONLINE трансляция

ТИМУР КАРИМЖАНОВ: «ТЕАТР - НЕ МУЗЕЙ!»

Previous Next

9 марта свой юбилей отметил режиссер-постановщик областного русского драмтеатра им. Н. Погодина Тимур Каримжанов. В 35 лет он, полный энергии и творческих задумок, радует североказахстанского зрителя интересными и животрепещущими постановками. Не боится отойти от рамок, выразить собственное мнение и прибегнуть к экспериментам. Тимур Еркенович рассказал редакции «ДВ» о том, как пришел в мир театра и режиссуры, на чем строится его творчество, а также поделился планами на будущее.

Пульс современности

Тимур Еркенович признался, что любовь к театру и режиссуре впитал буквально с молоком матери. Его мама училась на режиссера массовых театральных представлений в то время, когда носила его под самым сердцем. Он буквально родился на сцене, и это дало о себе знать. Будучи ребенком, Тимур Каримжанов часто бывал в драмтеатре, который в силу маленького возраста называл дом театр. Режиссер уверен: это было пророчеством, поскольку театр стал для него родным домом.

По окончанию девятого класса Тимур поступил в Петропавловский колледж искусств на факультет «актерское мастерство». В 2011 году он окончил Казахский Национальный Университет искусств по специальности «режиссер драматического театра» (мастерская профессора, заслуженного деятеля искусств РК Юрия Ханинга-Бекназара). Тимур Еркенович признался, что долгие пять лет обучения здесь были своего рода поиском собственного творческого пути, становлением режиссерского «языка».

Свой дипломный спектакль по пьесе российского драматурга Ивана Вырыпаева «Кислород» Тимур Каримжанов ставил в стенах драмтеатра имени Н. Погодина. Он до сих пор благодарен Людмиле Николаевне Лошаковой за то, что она привела его за руку в драмтеатр, а Виктору Григорьевичу Шалаеву – за смелость.

- Я предлагал Виктору Григорьевичу несколько пьес, и он не побоялся выбрать современную драматургию. Я и сам всегда увлекался ею. Из-за своей остроты постановка была воспринята неоднозначно. Но, как режиссер, я считаю, что спектакль должен либо категорически понравиться, либо нет. Главное, чтобы в театре не было скучно и пошло. Все остальное – допустимо. Я до сих пор вспоминаю эту резонансную постановку. Выделил в ней, что самое главное для человека – это совесть, потому что самому себе не соврешь. Об этом и хотелось поговорить со зрителем, - признается режиссер-постановщик.

Когда пришло время искать свое место под солнцем, у Тимура Каримжанова даже не оставалось сомнений насчет того, что он останется в родном городе, в родном театре. Подкупило и то, что здесь работали знакомые артисты, друзья и однокурсники. Еще одним немаловажным аргументом для молодого парня стала богатая история областного драмтеатра имени Н. Погодина.

- Я понимал, что на меня ложится большая ответственность. Потому что здесь работает профессиональная труппа, профессиональные художники. Когда мы только начали соприкасаться в творческом плане, я осознал, что, помимо ответственности и неуемной творческой энергии, есть возможность на хулиганство. Артисты были готовы на эксперименты. Это очень важно для молодого режиссера. Ведь живое искусство – это, во многом, искусство риска. Когда ты разговариваешь на актуальные темы, важно чувствовать пульс современности. И я благодарен судьбе за то, что на моем пути появилась замечательная, талантливая труппа театра имени Н. Погодина, - отметил Тимур Еркенович.

Нужны новые пьесы

На вопрос о том, какая работа для него была трудной или, наоборот, интересной, режиссер ответил следующее:

- Все, поскольку спектакли – словно твои дети. Это то же самое, если спросить у родителей, кто из их ребят хулиганистый или хороший. Сложности бывают во всем, а каждого ребенка мама с папой любят по-своему. Так и для меня все спектакли – важны. Даже если они где-то не получились, ты их все равно любишь. Еще говорят, что нервные клетки не восстанавливаются. Но когда выходишь на поклон перед зрителями, они тебе хлопают, понимаешь, что все восстанавливается. Да, ты кричал на артистов, они обижались. И это естественный процесс. Особенно для творческих людей, которые зачастую ходят по тонкому льду, - делится Т. Каримжанов.

Тимур Еркенович уверен: когда в спектакле что-то удается, это заслуга артистов. Если же что-то идет не так, в этом виноват режиссер. Театр, по мнению моего собеседника, является живым организмом. Он должен быть не музеем, а местом, отвечающим современности. Иначе теряются его смысл и актуальность. Есть вещи, которые не получаются. И это вполне нормально. А бывают и такие, которые вызывают у зрителей смех и слезы.

Не так давно Тимур Каримжанов окончил курсы ГИТИСа (российский институт театрального искусства) по современной драматургии. В планах у режиссера - подготовить серию читок пьес в рамках фестиваля современной казахстанской драматургии «Драма.кз». Данное мероприятие проводится в Алматы с 2017 года под руководством драматурга Олжаса Жанайдарова.

- Сегодня на сцене театра мало современной драматургии. Современные пьесы должны жить! Драма.кз – очень хорошая площадка, которая собирает молодых драматургов. Интересно, что они прямиком попадают в театр. Драматург должен существовать вместе с театром. Нам нужны новые пьесы, новые формы, - подчеркнул герой нашей публикации. К слову, в прошлом году погодинцами в онлайн-формате была поставлена пьеса алматинского драматурга Айнур Карим «Whats up, 5 Б?». Отзывы зрителей оказались весьма интересными, ведь в героях произведения они сразу уже узнали себя. Спектакль собрал наибольшее количество просмотров на всех интернет-площадках драмтеатра им. Н. Погодина.

По мнению Тимура Каримжанова, в классической литературе можно найти ответы на многие жизненные вопросы. Когда в драмтеатре состоялась постановка спектакля по пьесе Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», режиссер признался: он уже давно хотел поговорить о России, о типичных образах, о женской душе и характере.

- Во многом, я взял за основу традиции православия. Есть в нем такой важный момент, как прощение. Можно ли простить главную героиню Катерину Измайлову? Когда в душе нет Бога, она заполняется чем-то другим, что ее разъедает. Мне кажется, Катерина Львовна определила для себя самоубийство души. В этом спектакле я постарался осветить тему раскаяния и прощения, - отметил режиссер-постановщик

Тимур Еркенович рассказал, что питает особую любовь к драматургии Александра Островского, потому не раз ставил его произведения на сцене «погодинки». Если говорить о современных драматургах, то ближе всего Каримжанову творчество Ивана Вырыпаева. Также немалый интерес вызывают произведения Олжаса Жанайдарова.

О семье и планах

Тимур Каримжанов признался, что иногда, в творческих перерывах между постановками, испытывает дискомфорт. Спектакль остается для артистов. Режиссеру лишь приходится смотреть на свою работу и, кстати, открывать в ней каждый раз для себя что-то новое.

- Да и потом, появляется время для выбора чего-то другого. Что-то читаю, рождаются новые задумки. А когда пересматриваю свои прошлые постановки, то возникают разные чувства. Иногда что-то не нравится, а иной раз смотришь на игру артистов и думаешь, какие же они все-таки молодцы. Мне важно, чтобы у нас с ними был творческий тандем. А иначе зачем все это? Есть команда – будет и спектакль, - уверен Т. Каримжанов.

Дома, после интересной и подчас изнурительной работы, Тимура Еркеновича ждут любимая супруга Асель и сын Руслан. Режиссер театра им. Н. Погодина признался, что семья в его жизни занимает главное место.

- Мне нравится сейчас наблюдать за своим сыном-подростком и в какие-то моменты узнавать в нем себя. Когда Руслан поступает правильно, кажется, что он мудрее меня, - поделился Т. Каримжанов. Главный герой публикации отметил, что свое творчество и работу всегда старается оставлять за порогом дома. Мама Тимура Еркеновича, Наталья Михайловна, работает педагогом актерского мастерства в колледже искусств. Ее профессиональное мнение очень важно для него. Она – самый честный цензор.

Сейчас режиссер работает над постановкой спектакля «Уступи место завтрашнему дню». В главной роли – Людмила Николаевна Ванюкова. Премьера состоится 27 марта, в Международный день театра.

- Пьеса была написана в начале 20 века, когда наступил капитализм. В ней поднимается извечная тема отцов и детей. Мать с отцом остаются без дома, и их дети решают, к кому пойдут жить родители. У всех кредиты, работа, семья, положение в обществе. Здесь начинается разговор о совести и возможности существования в мире. В советское время уже ставили этот спектакль, но люди того времени не до конца осознавали, что такое капитализм. А сейчас я разговариваю с нашими артистами, и им все понятно, - делится Т. Каримжанов.

Режиссер признался, что хотел бы поставить спектакль в жанре хоррор (ужасы) «Женщина в черном».

- Давно у нас не было детективов в стиле хоррора. Мне кажется, они достаточно интересны и держат зрителей в напряжении. Мы с художником сейчас работаем в данном направлении. Если бы не пандемия коронавируса, я бы уже поставил этот спектакль, - рассказал Т. Каримжанов.

Несколько лет назад при театре им. Н. Погодина открылась детско-юношеская студия. В ее рамках юные театралы обучаются ораторскому искусству, актерскому мастерству и сценическим движениям. Тимур Еркенович признался, что все воспитанники – талантливые, а сама студия является для него отдушиной. В этом году режиссер начал вести курс для ребят колледжа искусств.

- 13 марта состоится сдача спектакля «Скамейка» по мотивам этюдов датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа. Это совместная работа студийцев и студентов колледжа искусств. Мне было важно создать детский театр, чтобы ребята не заигрались во взрослых. Не просто раздать роли и слова, а наделить правом выразить свой язык. Посмотреть, как действует психофизика ребенка. Вообще, работать с детьми очень интересно. Они заряжают, - отметил Т. Каримжанов.

Елена ЧМЕЛЬ

"Добрый вечер",

Фото Вадима Мударисова