Неделя театра
Бриллиант сцены
Накануне Международного дня театра в Погодинке состоялся бенефис народной артистки Казахстана Людмилы Ванюковой – Турпаян.
Зрителю была представлена долгожданная премьера спектакля «Уступи место завтрашнему дню» по пьесе Виньи Дельмар в постановке режиссера Тимура Каримжанова. Людмила Николаевна блистала в главной роли, снова и снова удивляя зрителя своим многогранным талантом и харизмой.
Бриллиант сцены - по - другому о Людмиле Николаевне не скажешь. 60 лет она отдала театральному искусству, больше сорока из которых прослужила петропавловской публике.
О ней…
Молоденькую, но амбициозную актрису впервые заметили в 63-ем, когда она исполняла роль стюардессы в спектакле по пьесе Э. Радзинского «Еще раз про любовь».
-Потом роли крупнее стали. Я никогда их не просила, но на счастье, всегда доставались хорошие. Точное попадание по амплуа, - заметила в одном из интервью автору этих строк Людмила Николаевна.
Мастерство Ванюкова оттачивала в разных коллективах. Непросто было каждый раз утверждаться заново, доказывать, что из себя представляешь. Но Людмилу Николаевну это подстегивало. Воспоминания о разных театрах, о гастролях, встречах с интересными людьми, забавных случаях из будней трудовых остались в памяти страницами большой книги жизни.
Своей этапной ролью Ванюкова называет Надежду в постановке по произведению М. Горького «Последние».
-Именно после нее, я перешла на характерных персонажей, - заметила Людмила Николаевна как-то в беседе. - В театре это высоко ценится. И коллег, и зрителей привлекает непредсказуемость человеческих проявлений, отход от себя, яркость, острота сценического образа, высокая степень внутренней свободы. Однако и здесь главное - правда существования в предлагаемых обстоятельствах. Форму нужно наполнить. Человеческое наполнение видно со сцены всегда, какова бы ни была деформация внешнего вида. Услышал – увидел - оценил – подействовал - это только первичная формула театра. Важны истоки характера, умение показать судьбу человека, его суть в эпизоде либо в действии протяженном через весь спектакль.
Каждый новый образ – это преодоление, отбор чувств, отбор выразительных средств. Соавтором же выступает жизнь, наблюдения за людьми, их эмоциями, мимикой. И здесь важна не только работоспособность, но и отличная интуиция, непознаваемая логика чувств, а еще воля, терпение, энергия, умение критиковать собственную актерскую кухню. Дома – репетиции продолжаются наедине с собой: что бы ни делала, идет непрерывная внутренняя работа, тайная жизнь, чужими романами, чужими катастрофами, чужими взлетами и падениями.
Пока идет подготовка к спектаклю, распорядок любого дня подчиняется главному событию – выпуску постановки.
Замечания режиссера, беседы с партнерами, мимолетные фразы соседей по дому, собственные наблюдения – все в копилку для образа.
Люди с мощным «замесом», чем больше работают, тем больше хотят работать, возраст их не останавливает. Такая Людмила Николаевна.
-После премьеры хочу – тишины и покоя, - признается она.
Театр для Ванюковой - это будни и праздники, семья, ЖИЗНЬ. Репетиции, подготовка новых постановок, юбилеи, творческие вечера, собрания – все это дает ощущение наполненности, смысла. В труппу театра ежегодно вливается молодежь. Для них Ванюкова – мастер сцены, звезда, авторитет. Ее одобрения ждут, ее совета спрашивают и бывалые.
Вот, что о ней говорят сами артисты: «Женщина - мелодия и гармония»…Ее искрометный юмор восхищает, обаяние притягивает. Все это - выдает «породу» царицы – примы театра.
Звездами не рождаются, ими становятся, а она рождена, чтобы быть звездой. Нет, не холодной и недосягаемой, а теплым солнцем.
Рядом с Людмилой Николаевной всегда чувствуешь себя своей. Она, безусловно, заслуживает глубокого уважения за свой взгляд на жизнь, на театр, драматургию. В ней есть творческое лидерство, то, чему стоит учиться. О молодых артистах отзывается всегда с уважением, умеет похвалить, пожурить, понять! А если сама выходит на сцену, то ей нет равных.
Все, что она делает, сочетается только с ее органикой. И потому персонажи, которых играет Людмила Николаевна, не похожи ни на кого, кроме нее самой. Это удивительное качество в сочетании с доброжелательностью к людям делает актрису обаятельной и привлекательной для восприятия зрителя».
Молодежи Людмила Ванюкова – Турпаян дает простые советы, как когда-то давали ей Кучина, Арчибасов, Елисеева, Артюхова, Шарнин.
«Любите искусство в себе, а не себя в искусстве! - мысль Станиславского актуальна во все времена. Искусство важнее для актрисы, чем она сама – поступись собой, а не искусством, - ты не потеряешь, выиграешь», - отмечает народная любимица. Уж она-то знает труд без жалости к себе, без пощады.
В последние годы актриса пожинает плоды своего творчества.
Играть сложные роли ей легко… Она умело задевает нужные струны души, трогая за живое…
И в постановке «Уступи место завтрашнему дню» ей это удается мастерски. Лучшую Люси Купер во всем ее проявлении просто не придумаешь.
О премьере
Постановка уносит в прошлое, атмосфера подчеркивается сценографическими решениями (художник - постановщик - Садыр Ниязакунов), костюмами (художник по костюмам – Светлана Таныгина), музыкальным оформлением (Давид Литвинов), передающими ауру 50-х годов. Но это облик, но не смыслы. Тексты, звучащие со сцены про - «сейчас»: «Наш старый-старый дом – не наш. Его забирает банк…. Я оказался без работы. Бухгалтеру в моём возрасте трудно устроиться. Пенсия – ничтожная, а дом наш уже был дважды перезаложен. Поскольку мы с мамой всё последнее время только тратили и не получали никаких доходов, я не смог выплатить проценты по закладной…»
Жизнь в кредит, к которой современный человек приучил себя, нередко приводит к серьезным последствиям. Люди попадают в финансовую кабалу и не могут из неё выбраться. Большинство из них – семьи с детьми. Одну из таких семей – внешне счастливых и благополучных – показал режиссёр Тимур Каримжанов. Эта история отнюдь не про заморскую чету Куперов из США, она про наши реалии.
В спектакле зритель не находит ни одного отъявленного злодея, здесь нет места преступлениям и чудовищным поступкам. Более того – никто из персонажей не умрёт, как обычно, бывает в, подобного рода, постановках. Но от того история не становится радужной, наоборот, оставляет горький осадок.
В течение двух часов зритель наблюдает, как в агонии бьются простые человеческие чувства: милосердие, доброта, сострадание, любовь к ближнему, искренность, чуткость, как больно рвутся душевные привязанности по отношению к родным людям, как черствеют сердца.
Сам режиссер постановщик Тимур Каримжанов комментирует: «Часто, стремясь к успеху, мы теряем самое главное. И в этом спектакле мы говорим о таких важных вещах».
Главные герои постановки: Люси (Людмила Ванюкова - Турпаян) и Барклей (Анатолий Наргеленас) Купер – престарелая супружеская пара, всю жизнь прожившая в любви и согласии, вырастившая и воспитавшая пятерых детей.
Из-за просроченного кредита и образовавшейся задолженности банку, родители лишаются дома. Вместе с домом, отобранным за долги, рушится и семья Куперов. Никто из детей не хочет взваливать на себя обузу и покупать или оплачивать съёмное жильё для стариков. Единственное решение проблемы они видят в том, чтобы облегчить свою ношу, связанную с расходами по содержанию родителей на период их дожития. Прагматично и без лишних эмоций они распределяют досадные обязанности между собой: старший сын Джордж (Виталий Алфимов) берёт в свой дом мать, одна из дочерей – Кора (Ирина Полещук) – отца. То, что они тем самым разлучают близких людей, проживших под одной крышей более пятидесяти лет, – в расчёт не берётся. Да и какие могут быть сантименты, когда нужно изо дня в день платить по счетам.
Если говорить о характерах главных персонажей, то Люси Купер – женщина со стержнем. В силу ее твердого нрава (принимала все свои решения она сама) именно она, а не её супруг, обречена на более тяжёлую участь – отправку в убежище для престарелых дам. Стоит заметить, что сама В. Дельмар в возрасте 86 лет скончалась в подобном учреждении. Люси Купер не просто лишний рот в семье, но и заноза для дочерей и невестки, живой укор и напоминание о том, что они неидеальные хозяйки. Неслучайно Барк Купер требовал от детей уважения к матери, понимая, что в данной ситуации со своим отнюдь не покладистым характером и неумением приспосабливаться, она наиболее уязвима.
Барк Купер в исполнении Анатолия Наргеленаса, несмотря на внешние чудачества, человек трезвомыслящий. Он словно не был обезоружен жестокой истиной, что их с женой хорошие отношения детьми лишь иллюзия. Его образ лучше всего раскрывается во взаимоотношениях с супругой во время эпизода, где он предстаёт нежным романтиком, сохранившим оптимизм и чувство юмора. Анатолий Наргеленас мастерски показал силу духа человека, загнанного в рамки сложных бытовых условий, но сумевшего приподняться над ними и улыбаться сквозь слёзы. Именно благодаря этому дуэту, драма приобретает мелодраматический оттенок. Сцена расставания становится прощанием со счастливо прожитой жизнью, в которой старикам, увы, больше нет места...
Остаться безэмоциональным, глядя на происходящее на сцене, было невозможно. Слезы у многих лились весь спектакль. И, пожалуй, каждый после задумался, а насколько он уважителен, блаагодарен, внимателен, заботлив по отношению к своим родителям, насколько сильно он их любит?
Зрители аплодировали стоя...
В благодарность
После были приятные церемонии награждения.
С 135-летним юбилеем театр и Людмилу Николаевну с бенефисом поздравил руководитель представительства Россотрудничества в Казахстане Алексей Коропченко, вручивший благодарственное письмо от посла Российской Федерации в Республике Казахстан Алексея Бородавкина и памятные подарки.
В сам Международный день театра приятности продолжились. Заместитель акима Северо-Казахстанской области Гани Ныгыметов выразил признательность актрисе за ее талант и опыт, подчеркнул значимость театра им. Н. Погодина и всех его артистов в развитии культуры и искусства.
Театру был вручен сертификат на 500 тысяч тенге.
Почетными грамотами акима Северо-Казахстанской области отмечен труд: заведующей труппой Елены Ковшовой, актрис Ирины Полещук и Евгении Чумак, актера Виталия Алфимова, заведующей педагогической частью Юлии Скатовой, главного экономиста Саиды Ходжаевой, технолога-закройщика Ирины Резник.
Благодарность главы региона вручена руководителю билетного отдела Ольге Шевченко. Благодарственными письмами управления культуры отмечены: заведующий монтировочным цехом Олег Кондрашин, звукооператор Евгений Девяткин, хранитель фондов Людмила Баталова, техник-программист Владимир Пургин.
С поздравительным словом также выступила председатель Северо-Казахстанского областного филиала профсоюза работников культуры и спорта Гульнара Касимова. Почетные грамоты республиканского профсоюза получили актеры Ярослав Чумак, Иван Минченко, техник-исполнитель Ольга Кондрашина.
Алена ЛЮБУШАК,
"Неделя СК"
***
ДЕНЬ ТЕАТРА
БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК В ПОГОДИНКЕ
В Международный день театра в областном русском драмтеатре им. Н. Погодина состоялись премьера мелодрамы «Уступи место завтрашнему дню» и бенефис народной артистки Казахстана Людмилы Ванюковой-Турпаян. Душещипательная мелодрама режиссера-постановщика Тимура Каримжанова заставила задуматься над прописными истинами. Многие зрители не смогли сдержать слез, наблюдая за тем, как на сцене лбом ко лбу столкнулись молодость и старость, привязанность и безответственность, вечное и минутное. Праздничный вечер сопровождался поздравлениями и награждениями актеров и сотрудников театра.
Поздравили и наградили
135-летний юбилей театра им. Н. Погодина и бенефис народной артистки Казахстана Людмилы Ванюковой-Турпаян не остались без внимания представительства Российского сотрудничества в Казахстане. Руководитель организации Алексей Коропченко передал погодинцам благодарственное письмо от посла Российской Федерации в РК Алексея Бородавкина и памятные подарки. Значимую роль театра и Людмилы Николаевны в развитии культуры и искусства подчеркнул заместитель акима Северо-Казахстанской области Гани Ныгыметов. Театру был вручен сертификат на 500 тысяч тенге.
С Международным днем театра и премьерой мелодрамы «Уступи место завтрашнему дню» погодинцев поздравил руководитель областного управления культуры, развития языков и архивного дела Досбол Абдриисов. Благодарственные письма от управления получили заведующий монтировочным цехом Олег Кондрашин, звукооператор Евгений Девяткин, хранитель фондов Людмила Баталова и техник-программист Владимир Пургин.
Почетными грамотами акима СКО отмечен труд заведующей труппой Елены Ковшовой, актрисы Ирины Полещук, актрисы Евгении Чумак, актера Виталия Алфимова, заведующей педагогической частью Юлии Скатовой, главного экономиста Саиды Ходжаевой и технолога-закройщика Ирины Резник. Благодарность главы региона вручена руководителю билетного отдела Ольге Шевченко. С поздравительным словом также выступила председатель Северо-Казахстанского областного филиала профсоюза работников культуры и спорта Гульнара Касимова. Почетные грамоты республиканского профсоюза получили актер Ярослав Чумак, актер Иван Минченко и техник-исполнитель Ольга Кондрашина.
26-27 марта состоялась премьера спектакля «Уступи место завтрашнему дню» по пьесе Виньи Дельмар в постановке Тимура Каримжанова. Режиссер-постановщик признался, что они давно присматривались к этому произведению. Было решено поставить его к 75-летнему юбилею Людмилы Ванюковой-Турпаян. К сожалению, в творческие планы свои коррективы внесла пандемия, потому премьера прошла в Международный день театра.
Жизнь всегда идет своим путем: меняются ценности и оценки, родители пытаются понять детей, дети - родителей. Но безграничная любовь умеет дать отпор все неурядицам. Пример тому - пронзительная история Люси и Баркли Куперов. Зрители встретили ее с большим восхищением. Слезы, переживания, громкие овации – все это доказывало, насколько профессионально и талантливо артисты погодинки сыграли свои роли.
Теряется важное
Пьеса «Уступи место завтрашнему дню» была создана в 30-е годы в США известной американской писательницей Виньей Дельмар по роману Джозефины Лоренс «Годы так длинны». Действие разворачивается в Америке, где проживают пожилые родители и пятеро их детей, каждый из которых уже обзавелся собственной семьей. Все начинается с традиционного семейного обеда. Дети навещают родителей, и во время встречи выясняется, что родовое гнездо заложено, и уже через неделю старики должны покинуть свой уютный домик. Люси (Людмила Ванюкова-Турпаян) и Баркли (Анатолий Наргеленас) Куперы хотят лишь одного – иметь возможность снимать маленькую квартирку, но в этой помощи под разными предлогами дети им отказывают. Единственное решение, пришедшее в голову молодому поколению Куперов, - поселить отца у Коры в Калифорнии, мать - у Джорджа в Нью-Йорке. За пятьдесят лет совместной жизни Люси и Баркли никогда не расставались, потому разъезд в разные стороны стал для них тяжелым испытанием.
- В произведении показана смена эпох, когда в жизнь американцев ворвался дикий капитализм. Здесь история о родителях, которые теряют свой дом, и о детях, которые не знают, куда их деть. Потому что в современных реалиях они становятся ненужными. Сволочи ли дети Куперов? Нет. Для того мы и выбрали с художником зерно образа – стремление за счастьем, за вещизмом. Но в погоне за этим теряется что-то важное, куда-то девается душа. В наше время эта тема весьма актуальна. Я разговаривал с представителями молодого поколения, спрашивал, понятен ли им спектакль. Да, мотивация героев им понятна. И то, почему они так поступают со своими родителями, отправляют их куда подальше. Из-за положения в обществе, кредитов, маленьких зарплат им просто-напросто некуда девать стариков, - рассказал Тимур Каримжанов.
Режиссер-постановщик признался, что не ожидал от себя подобной работы, ведь жанр «мелодрама» ему вовсе не свойственен. Но тем и дорог.
- Я все же люблю формалистические вещи. А мелодрама – это более киношный жанр, нежели театральный. В нем преобладает подробная игра артистов. Я просил, чтобы актеры представляли себе, будто на них направлена камера крупным планом. Самому интересно, насколько мы смогли достучаться до зрителя, - отмечает Тимур Еркенович.
Тимур Каримжанов вспомнил спектакль по пьесе Виньи Дельмар, поставленный в Государственном академическом театре имени Моссовета советским режиссером театра и кино Анатолием Эфросом. Главные роли исполнили знаменитые Фаина Раневская и Ростислав Плятт. Режиссер отметил высокий уровень постановки, однако, уверен, что актеры того времени не до конца понимали капитализм. Американцев они изобразили такими, какими представляли в то время. Что называется, не до нутра.
- Мы же играем, как сейчас. И точно осознаем, что такое капитализм. Понимаем, что жесткие решения принимаются детьми Куперов для того, чтобы потом как-то было лучше и совсем не распалось. А оно все равно распадается, - поясняет Тимур Еркенович.
Прописные истины
В спектакле представлены три поколения - родители, дети и внуки. Во всех своих неудачах молодые винят стариков, несмотря на то, что они всю свою жизнь посвятили детям. Когда внучка Нелли говорит бабушке, что встречается с сорокалетним мужчиной и не торопится выскакивать замуж, Люси этого не понимает, ведь ее муж – первая и последняя любовь.
Находясь у сына, Люси постоянно чувствует себя лишней. Она мешает урокам бриджа, которые дает ее невестка, чтобы заработать немного денег, распугивает всех друзей внучки, что очень беспокоит ее мать. Участь Баркли, живущего у Коры, ничуть не лучше. Его единственный друг - владелец небольшого магазинчика, который, хоть и брошен детьми, сумел оставить при себе жену.
В один прекрасный день дети решают перевезти отца к одному из сыновей - Эдди. Понимая, что никогда больше не сможет жить рядом с мужем, Люси просит поместить ее в приют и скрыть эту правду от Баркли. Перед расставанием Куперы получают возможность провести вместе пять часов в Нью-Йорке. Они гуляют по улицам, рассматривают витрины магазинов. Затем отправляются в отель «Вогар», где полвека назад провели свой медовый месяц. Старики ужинают и танцуют вальс в большом зале отеля, после чего Люси провожает мужа на вокзал. На прощание она говорит Баркли, что была счастлива рядом с ним.
Режиссер отметил, что в спектакле нет места кричащим вещам, лишь - подробным диалогам и смыслам. И порой эти смыслы довольно просты.
- Например, когда Хэннинг говорит Джорджу о том, что тот не очень учтив с матерью, я думаю: а задавался ли я когда-нибудь подобным вопросом? Мы часто становимся циниками, забываем про прописные истины. Они-то и показаны в пьесе. Раскрывать их в диалогах и ситуациях – одно удовольствие, - подчеркнул Т. Каримжанов.
Тимур Еркенович рассказал о творческих планах. В мае этого года в погодинке в рамках лаборатории современной драматургии совместно с фестивалем современной казахстанской драматургии «Драма.кз» будет подготовлена серия читок пьес. Фестиваль «Драма.кз» проводится в Алматы с 2017 года под руководством драматурга Олжаса Жанайдарова.
- Сегодня на сцене театра мало современной драматургии. Современные пьесы должны жить! Драма.кз – очень хорошая площадка, которая собирает молодых драматургов. Сейчас мы выбираем пьесы. Будут приглашены и сами драматурги. Они должны существовать вместе с театром. Для современных авторов важно, что мы читаем их произведения, что они пишут не «в стол». А нам в свою очередь нужны новые пьесы и новые формы, - подчеркнул Т. Каримжанов.
По словам режиссера, целью данного проекта является популяризация современной драматургии. К слову, в прошлом году погодинцами в онлайн-формате была поставлена пьеса алматинского драматурга Айнур Карим «Whats up, 5 Б?». Отзывы зрителей оказались весьма интересными, ведь в героях произведения они сразу уже узнали себя. Спектакль собрал наибольшее количество просмотров на всех интернет-площадках драмтеатра им. Н. Погодина.
- Для Глобуса был Шекспир, для МХАТа – Чехов. Нам надо искать современную драматургию, поднимать ее на новый уровень. Если мы не будем этого делать, так и останемся без ничего. Нужен постоянный поиск современного героя и современного автора, - заверил Тимур Еркенович.
Елена ЧМЕЛЬ,
"Добрый вечер"
Фото Вадима МУДАРИСОВА