ONLINE трансляция

В ПОИСКАХ СОВРЕМЕННОГО ГЕРОЯ

Previous Next

Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Театр должен быть многогранен, как и сама жизнь, поэтому важно рассказывать со сцены не только о делах минувших дней, но и о событиях, актуальных сегодня. Областной русский драматический театр им. Н. Погодина принял участие в проекте «Драма.kz. Города». Это формат открытых читок пьес современных казахстанских драматургов, позволяющий усилить тесную связь между актером и зрителем и завязать между ними ценный диалог.

За два дня петропавловские любители театра имели возможность познакомиться с четырьмя историями. Первой прошла читка пьесы Камиллы Ибраевой «Голоса в темноте», режиссер - Елена Покрас. Тема - школьный буллинг как следствие проблем в современном обществе. Главная героиня оказывается в сложной ситуации, из которой не видит выхода - однако сдаваться нельзя, должна быть надежда на то, что есть за что бороться, ради чего сохранить жизнь.

Автор следующей истории Нурайна Сатпаева живёт в Алматы, пишет детскую литературу, прозу, пьесы. «Пьеса «Грехопадение свинки Пеппы» - о недавних событиях. Это жизненная драма о четырёх обитательницах отделения патологии роддома в условиях пандемии. Что такое отделение патологии? Некое замкнутое пространство, где печальные пузатые женщины бродят по коридору в ожидании своей участи. У каждой на волоске висит жизнь ребёнка. Именно там я встретила свою Пеппу, ей только исполнилось 18. Мы переговорили, и я поразилась тому ужасу, с которым она борется за своего ещё нерождённого малыша: отсутствие денег и поддержки от родственников, пренебрежительное отношение медработников. Так совпало, что в тот период я прочитала рассказ Магжана Жумабаева «Грех Шолпан», и было большим потрясением осознать, что за прошедшие сто лет отношение в обществе к будущей матери, оказавшейся в сложной ситуации, совсем не изменилось», - отмечает автор.

Богатый кавалер (Андрей Лапин), пришедший навестить Сабину (Екатерина Майорова) получает травму под окнами отделения и сам попадает в больницу. Сабина вместе с водителем Эдиком (Олег Девяткин) пытается разыскать дорогой подарок, который утащила одна из её соседок по палате, а ещё закрепить свои гарантии, ведь она будущая мать, но не жена. Молоденькая беременная Пери (Сауле Жамина) тоже не замужем, но надеется, что её жених скоро объявится. Своей невинностью, верой в лучшее и розовой ночнушкой она невыносимо раздражает Марту (Евгения Чумак), которая и даёт соседке по палате неласковое прозвище в честь мультяшной свинки - Пеппа. Масла в огонь подливает и колоритная старшая медсестра (Марина Залевская): она считает, что Пери не справится и ей лучше отказаться от ребёнка. Дворничиха (Людмила Шустова) пытается помочь старшей разобраться в происходящем. На защиту Пери встаёт Женя (Екатерина Олькова) - она юрист и не привыкла молчать перед несправедливостью. Но и Жене в роддоме непросто - здесь она считается старородящей, а её малышу пророчат проблемы со здоровьем…

У каждой из героинь - своя судьба. Что ждёт каждую из них в конце спектакля? Да-да, смело можно сказать, что зрителям представили не читку, а практически полноценную постановку, режиссёром которой выступил Ярослав Чумак. Зрители отметили актуальность поднятых вопросов и мастерство актрис, передавших все нюансы непростых взаимоотношений.

Пьеса Тони Шипулиной «Муха» (режиссер - Ринат Исмаилов) рассказала историю о рефлексирующем подростке, который страдает от алкоголизма отца.

Завершился фестиваль тёплой и ностальгической пьесой Айнур Карим «Летящей походкой», глубоко исследующей тему казахстанских «челноков». Автор в видеообращении передала зрителям привет из солнечной Алматы и сказала, что пьеса создавалась на основе реальных событий. «Речь о моих родственницах, которые в 90-е годы променяли свои рабочие места на то, чтобы стать «челночницами» и помочь своим семьям во время финансового кризиса. Для меня это сбалансированная смесь комедии и драмы. Сейчас пьесу переводят на английский язык в Чикаго (США) и на казахский в Алматы», - отметила А. Карим.

Режиссер Тимур Каримжанов неслучайно выбрал для постановки именно эту историю - в лихие 90-е и его семья занималась торговлей и бизнесом. В целом, многим казахстанцам, прошедшим через испытание «девяностыми», будут близки затронутые темы. Поколение, не заставшее те годы, в пьесе представляет младшая дочь одной из героинь. Для своей научной работы она выбрала тему «челночниц» и попросила свою мать и её подруг поделиться воспоминаниями.

… Итак, их было трое. Подруги со школы с именами английских принцесс - Сара, Лиза, София. Елизавета - библиотекарь, заведовала секцией латиноамериканской литературы, вышла замуж за учёного, родила сына. Сара преподавала математику в средних классах, родила дочь, потом сына, благодаря связям мужа устроилась вполне неплохо. София, педиатр-неонатолог, вышла замуж по большой любви, уехала из дома на родину супруга, где построила карьеру и родила двух дочек. И в один момент вся их привычная жизнь рухнула. Пришлось перестраиваться: учиться выживать-покупать-продавать (причём иногда не самый кондиционный товар), быть расторопными и справляться с любыми трудностями. 

Благодаря нелинейной структуре повествования зритель будто бы отправился в путешествие во времени - из в 2022 года в 1993-й, 1995-й, 1998-й... На сцене в качестве декораций - легендарные клетчатые сумки… Ирина Пашкина, Ирина Полещук, Ирина Астанина, Татьяна Фомиченко и Роман Лахтин блестяще раскрыли характеры своих персонажей.

Открытые читки, как рассказали в пресс-службе театра, прошли в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» при поддержке областного управления культуры, развития языков и архивного дела. Куратором проекта, который знакомит зрителя с казахстанскими драматургами, является писатель Олжас Жанайдаров. «Я рад, что проект «Драма.kz. Города» расширяет географию и проходит в Петропавловске, в областном русском драматическом театре им. Н. Погодина. Я знаю, что здесь уже не первый раз проходят читки пьес современных казахстанских авторов. Это очень важно, я убеждён, что без развития современной драматургии развитие современного театра невозможно. Я благодарен руководству, актёрам, режиссёрам театра за интерес к нашим авторам и надеюсь, что из каких-то читок родятся и полноценные спектакли. Больше пьес, хороших и разных!» - с такими словами обратился Олжас Жанайдаров к североказахстанцам.

Светлана ДУБРОВИНА,

газета "Проспект СК"

Фото автора.