ONLINE трансляция

СЕГОДНЯ ТЫ ГОЛОДРАНЕЦ, А ЗАВТРА МОЖЕШЬ СТАТЬ… АРИСТОКРАТОМ

Previous Next

«Голодранцы и аристократы» - так называется новый спектакль, который в преддверии Международного дня театра представил русский драматический театр им. Н. Погодина. Премьера постановки прошла 24 и 25 марта. Это работа режиссера Тимура Каримжанова по пьесе итальянского мастера комедии Эдуардо Скарпетта.

Также в этот день театр драмы праздновал еще одно важное событие - 70-летний юбилей его старейшего работника, ветерана сферы культуры -Людмилы Лошаковой.

Полвека в театре

Петропавловцы и гости города почувствовали атмосферу праздника, как только переступили порог храм Мельпомены. Антураж притягательной Италии создавала группа Bright Lights и струнный квартет областной филармонии.

- Ежегодно этот важный для нас день мы стараемся провести вместе с вами, дорогие зрители! - говорили ведущие со сцены.

А в ответ раздавались бурные аплодисменты.

В торжественной обстановке руководитель областного управления культуры, развития языков и архивного дела Досбол Абдриисов поздравил всех с праздником и премьерой, а также прочел поздравительный адрес от главы региона, вручил памятные подарки и цветы в честь личного и профессионального юбилея Людмилы Лошаковой - заведующей музеем Погодинки. Досбол Абдриисов отметил значимый вклад Людмилы Николаевны в культурное развитие Северо-Казахстанской области.

Людмила Лошакова работает в сфере культуры уже полвека. В 2002 году она стала директором театра драмы им. Н. Погодина и в этой должности трудилась до июня 2011-го. Во время директорства Людмилы Николаевны в театре произошло много по-настоящему значимых событий.

Время требовало новой творческой энергетики, новых сценических решений, молодости, «свежего ветра». И все это позволило театру стать обладателем Гран-при Х республиканского фестиваля театров, проходившего в Петропавловске, призером XV республиканского фестиваля в Астане (спектакль «Мордасовские сны» по произведению Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон»), а также получить звание лауреата на II Международном фестивале стран Центральной Азии. В этот период проделана огромная работа над постановкой «Суд Магжана». Также наши артисты успешно выступили на IV открытом театральном фестивале «Золотой конек» (Тюмень, 2004 г.), а еще ездили на гастроли в Алматы и Омск. Творческий потенциал был настолько высок, что за один театральный сезон удавалось выпустить девять премьер.

А еще благодаря стараниям Людмилы Николаевны были выделены деньги на капитальный ремонт театра (реконструкцию и ремонт зрительного зала, фасада здания, ремонт водопровода, отопительной системы, гримерных комнат, кулуаров, фойе II этажа и т.д). Были созданы условия для коллектива и комфорт для зрителя.

После выхода на пенсию Людмила Лошакова продолжила работать в театре заведующей литературной частью и мечтала открыть музей при театре. И в 2016 году при ее активном участии музей распахнул свои двери. Идейная вдохновительница проекта взялась за его развитие, собирая обширный материал по истории театра, и в 2019 году собрала монографию «Северо-Казахстанский областной русский драматический театр им. Н.Ф. Погодина. 130 лет».

Выйдя на сцену принимать подарки и поздравления, виновница торжества не смогла сдержать эмоций и тепло благодарила коллектив и ведомство культуры за внимание.

- На пенсию не хочу, дайте еще поработать, - улыбнулась Людмила Николаевна.

Здесь к месту будет упомянуть и все регалии, которых она была удостоена за время деятельности: Почетный знак Министерства культуры и информации и общественного согласия «Мәдениет қайраткері» (2000 г.), медаль к 25-летию Независимости РК, Почетные грамоты акима области и Министерства культуры.

Итальянские страсти

После праздничный вечер продолжила премьера комедии с легким фарсом «Голодранцы и аристократы». В спектакле было много переодеваний, перевоплощений, тайн, разоблачений и, конечно же, любви.

Прежде чем говорить о сюжете, хотелось бы немного раскрыть личность автора пьесы. Так как для многих он стал открытием. Эдуардо Скарпетта - итальянский актер, комедиограф, руководитель театральной труппы, живший в начале прошлого века. Он создал «маску» остроумного простака по имени Феличе Шошаммокка, которая принесла ему огромный успех у публики. Этот человек знал, как рассмешить зрителя: он сам писал пьесы, сам ставил их и сам в них играл. Он создал около 100 комедий.

Характеры персонажей, которых создавал Скарпетта, рассчитаны именно на итальянское прочтение: кураж, зажигательный темперамент, традиции. Именно это и увидел на сцене наш зритель.

По сюжету события разворачиваются в Неаполе. Молодой маркиз Эудженио Фаветти мечтает жениться на юной балерине – Джемме, дочери нувориша Гаэтано. Но гордец Фаветти-старший – Оттавио отказывается знакомиться и родниться с выскочкой-богатеем из простолюдинов. И тогда Эудженио приходится нанять себе родню «голубых кровей» в трущобах, чтобы представить будущему тестю. Двое безработных отцов семейств - Феличе и Паскуале, их скандальные жены и другие домочадцы с радостью соглашаются на авантюру Темпераментная семейка охотно включается в игру, что влечёт за собой массу комических недоразумений и разоблачение.

- Герои-голодранцы, несмотря на то, что постоянно ругаются - живые, милые и вызывают симпатию. Видно, что автор относится к ним с теплотой. В спектакле много искрометных шуток, ситуаций, сюжетных поворотов. Зрителю есть над чем от души посмеяться, - рассказал режиссер Тимур Каримжанов, добавив также, что работал над спектаклем с удовольствием, как и артисты.

В спектакле сыграли Евгений Патешкин, Виталий Алфимов, Ирина Пашкина, Алексей Никулин, Татьяна Фомиченко, Евгения Чумак, Анатолий Кириллов, Айбол Касым и другие. Отлично себя проявила и талантливая молодежь.

Говорят актеры

Своими впечатлениями после премьеры поделился Антон Шпигоцкий, сыгравший богатого аристократа Эудженио, решившего жениться на приме-балерине Джемме (Дарья Отраднова):

«Сначала я пробовал себя в роли Луиджино (брата Джеммы). Его сейчас играет Леонид Курган. Однако наши мнения с режиссёром в прочтении персонажа не совпали, поэтому было принято решение ролями поменяться. Играть Эудженио оказалось мне удобнее (не могу сказать, что эту роль делать сложнее или легче, ведь они все разные люди, как и мы). Если говорить об Эудженио, то он сын влиятельного отца Фаветти-старшего. Тот питает слабость к молоденьким балеринам. И ему в последнее время ооочень симпатична Джемма - любимая девушка Эудженио. По этой причине он всячески препятствует развитию отношений сына с прекрасной балериной. Однако мой находчивый герой нашел хитрый способ выкрутиться и реализовать свои планы на свадьбу - организовав фейковое знакомство будущих родственников.

Мне был интересен образ моего героя. Старался изучить историю Неаполя того времени, читать биографию автора - Эдуардо Скарпетта, и всё это совмещать с предлагаемыми автором обстоятельствами. В общем-то работа над ролью не прекращается даже после премьеры, новую роль нужно «объездить»».

Антон рассказал, что родился в Петропавловске, но до последнего времени жил в Москве, где с отличием в 2021 году окончил высшее театральное училище им. М. Щепкина. В августе этого года актер вернулся в родной город и стал частью труппы погодинского театра. Более того, артист за это время успел открыть свою школу актёрского мастерства и сценической речи. Планы строит серьезные, так же, как и его товарищ – выпускник театрального института им. Б. Щукина - Леонид Курган, сыгравшей в «Голодранцах и аристократах» Луиджино.

В Погодинке он тоже уже несколько месяцев: введен в несколько постановок.

О своем персонаже в «Голодранцах и аристократах» Леонид сказал, что герой ему симпатичен: «Он влюблён и хочет жениться, остальное его мало волнует. На начальном этапе я предложил режиссёру попробовать уйти в максимальный гротеск. Всегда лучше дать максимум, чем недодать. Так что на стадии репетиционного процесса скорей играл фарс с элементами абсурда. Но в этом творческом поиске как раз и ковался стержень образа. Когда же наступил момент «сбавить обороты», чтобы не нарушать ансамблевость и общий ритм спектакля, мой Луиджино оброс уже новыми, более тонкими нюансами. Не только гамма его чувств стала более осязаема, но и сами качества персонажа - искренность, трогательность, наивность, незрелость приобрели свои оттенки и заиграли новыми красками. Приходите на спектакль посмеяться. Мы для этого очень стараемся».

И хэппи-энд

После премьеры зрители, как и артисты, в приподнятом настроении покидали зал. Однако мнения о постановке высказывали неоднозначные, кому-то очень понравилась актерская игра, костюмы, сценография, для других на сцене было чересчур много шума и суматохи.

В любом случае посмотреть спектакль стоит. Ведь далеко не все работы Погодинского театра заканчиваются хэппи-эндом. А здесь конец получился чудесным.

Алена ЛЮБУШАК,

"Неделя СК"